Саша Бизиков

Младший дизайнер в ФанБоксе. Делал интерфейсы бизнес-процессов для сотрудников банка Тинькофф. Изучаю дизайн мобильных приложений и редактуру текста.

Большая дискуссия

Первого сентября сходил в Британскую высшую школу дизайна на «Большую дискуссию» с Артёмом Геллером, Денисом Башевым и Владимиром Лифановым.

В интервью Bang Bang Education Артём Геллер поделился интересной идеей:

Если хотя бы одна, пусть даже не очень важная мысль, но новая или какое-то открытие удалось вынести из любого мероприятия, целого мероприятия с кучей докладчиков, спикеров, учителей или тренеров, если вы смогли уловить одну мысль, то значит мероприятие для вас состоялось. Значит, что в этот день вы научились действительно чему-то одному новому.
Беседа с Артёмом Геллером, начиная с 16:40

На большую дискуссию пошёл с такой же целью. Толком не знал, о чём там будут говорить и просто хотел вживую послушать Артёма Геллера — у него потрясающий голос. Дениса Башева и Вову Лифанова вообще не знал.

Дискуссия превзошла все мои ожидания. Душевное обсуждение дизайна и профессии, всё по честноку, без пафоса и выпендрёжа. Такого я ещё нигде не слышал. Некоторые мысли заставили задуматься над тем, что я сейчас делаю и для чего. Поэтому заметка не только с конспектом дискуссии, но и с небольшой рефлексией.

Слева направо: Денис Башев, Артём Геллер и Владимир Лифанов

Конспект

Расскажу своими словами основные тезисы дискуссии.

1. Говорить о дизайне — важно. Почему дизайнеры не говорят о дизайне? Вести блог, канал в телеграме, выступать с докладами — это отнимает много сил и времени. При этом время потраченное на подготовку и рассказ не оплачивается.

Если дизайнеры не будут говорить о дизайне, то за них это будут делать другие. Например, руководители компаний, которые ничего не понимают в дизайне. Таким образом, происходит деформация профессии.

Представление о профессии дизайнера у обычного человека будет искажаться. Чтобы такого не происходило, необходимо, чтобы сами дизайнеры рассказывали о своей профессии.

2. Дизайн — это не только решение задачи. Понятие «Дизайн – это решение задачи» пришло со стороны бизнеса и мало соотносится с дизайном.

На самом деле, я как начинающий дизайнер тоже считал, что дизайн — это в первую очередь решение задачи бизнеса. Я думал, а возможно эта мысль была мне навязана, что дизайнер делает свою работу для того, чтобы процветал бизнес. На самом деле это только одна из задач дизайна.

Задача дизайнера не только  решить задачу, но и принести в мир частицу прекрасного. Решение задачи без дизайна — это как резиновая женщина. То есть можно… Но она же резиновая.

Ужасные вывески у магазинов, запутанные указатели в навигации и отвратительная регистрация на сайтах пропадут только тогда, когда мы с вами перестанем просто решать задачи бизнеса и займёмся творчеством. С чего начать? В первую очередь дизайнер должен научиться отличать хороший дизайн от плохо и воспитать вкус к прекрасному.

Центральная улица города Оренбурга, весна 2017 года

3. Дизайнеру полезно работать напрямую с клиентом. Когда дизайнер напрямую узнаёт у клиента, что на самом деле необходимо сделать, из процесса пропадает эффект глухого телефона.

Брать дизайнера на встречу с клиентом захочет не каждый менеджер, ведь дизайнер может выкинуть какую-то бредятину или ещё что похуже.

Дизайнеру важно уметь общаться с клиентом, но как получить опыт общения с ним, если менеджер не берёт на встречи? В этом случае полезно делать левак. Выполнять заказы для небольших клиентов. В таких проектах дизайнер общается напрямую с клиентом, без посредников. Так на собственных ошибках можно научиться общению с клиентом и переговорам.

Когда появится опыт и уверенность в своих переговорных навыках, скажите об этом менеджеру и предложите взять вас с собой на встречу. Главное — объясните почему вам важно присутствовать на встрече и почему это полезно для всей команды.

4. Роль Дрибла и Биханса в работе дизайнера. В этих сервисах дизайнеры выкладывают свои работы, получают лайки и комментарии «Nice!», «Amazing work!», «Wow» и т.д. Опубликованные работы ничего не говорят о проекте. Это лишь частичка, какой-то кусочек из всей той работы, что была проделана над проектом.

Наличие работ на Бихансе и Дрибле важно только для начинающего дизайнера. Так он может найти первую работу. Считаю, что портфолио в этих сервисах — это один из вариантов, но не единственный. У меня там практически нет работ, а моё скромное портфолио живет на сайте.

Через 10-15 лет работы над дизайном уже не нужно будет доказывать другим, что ты дизайнер. У такого человека уже есть своя репутация и клиенты его сами находят.

Биханс и Дрибл плохо помогают в поиске хороших и интересных клиентов. В основном оттуда приходят клиенты, которым надо сделать дёшево.

В поиске новых клиентов лучше всего работают рекомендации. Сделал крутой дизайн и клиент с удовольствием расскажет про тебя своим знакомым. Любой бизнесмен стремится общаться с бизнеснемами покрупнее. Следовательно с каждым разом к вам будут приходить клиенты крупнее.

Со временем начнёте зарабатывать больше. Поэтому лучшее портфолио для дизайнера – это реально выполненные проекты и довольные клиенты.

5.  Узнал что-то новое? Примени в работе. Если вы лишком много учитесь и мало делаете, постарайтесь пересмотреть приоритеты. После множества курсов ты сможешь говорить о развитии баухауза, о шрифтах, но вот поработать с тобой захочет не каждый.

6. Аргументация решения. Когда у дизайнера спрашивают: «Почему ты выбрал вот тут жёлтый цвет?». Будет плохо, если он ответит: «Я так вижу». Ты дизайнер, ты должен знать почему именно этот цвет, именно в этом решении и именно в этом месте подходит лучше всего. Аргументируй и доказывай.

7. Критиковать и предлагать — недостаточно. Известно, что когда критикуешь, надо предложить своё решение. Это и так понятно. А ты попробуй сам сделать.

Автобусная остановка кажется отстойной? Попробуй самостоятельно сделать дизайн этой остановки, а потом свари металлическую конструкцию. Не так просто как казалось, да? Теперь та остановка не такая уж и плохая.

Когда мы критикуем, то думаем как надо и не задумываемся о том, насколько это сложно сделать.

Рефлексия

Впервые о таком слове как «рефлексия» узнал в прошлом году, когда учился в Школе Яндекса. Полезно время от времени оглядываться назад и анализировать то, что ты сделал. С пользой провёл выходные? За эту неделю стал лучше? Что стоит исправить в своей жизни, чтобы она стала лучше? Для краткости, такие вопросы называют рефлексией.

Ниже расскажу про три важные для меня темы из большой дискуссии.

Развитие дизайнера

В начале 2016 года я понял, что хочу стать дизайнером. На тот момент занимался разработкой и сильно устал от неё. Тогда начался мой путь в развитии дизайнера.

На большой дискуссии убедился в том, что иду правильным путём. Главное — не сбавлять темп и не уходить глубоко в теорию. Практика, практика и ещё раз теория.

Проблема образования в том, что оно ведётся по программе, которая устаревает в момент утверждения. Когда учишься два года или больше на дизайнера, получаешь диплом и выходишь в реальный мир, то ты как специалист мало что можешь предложить рынку. За время обучения правила игры изменились, индустрия изменилась, у клиентов теперь другие приоритеты.

Основная задача образования — влюбить тебя в профессию. Влюбился в дизайн? Начинай фигачить. Если ты и так понимаешь, что хочешь быть дизайнером — иди на стажировку в компанию мечты. Для меня такими компаниями являются Яндекс и Студия Артемия Лебедева.

За два месяца обучения в Школе мобильного дизайна понял, что из себя представляет работа дизайнера, из каких этапов она состоит и после окончания оставалось только найти работу. Потребовалось три месяца, чтобы найти, и у меня получилось. У вас тоже получится.

Презентую проектПрезентация личного проекта в Школе мобильного дизайна, фотограф Станислав Сабиров

С другой стороны университет даёт фундаментальные знания. Чтобы самоучка получил их, необходимо самостоятельно найти, прочитать и разобраться во множестве книг.

Рад, что выбрал путь самоучки.

Лиминальное мышление

На самом деле в большой дискуссии никто не упомянал такого страшного слова как «Лиминальное мышление». Зато говорили о том, что оно означает.

«Лиминальное мышление — это умение видеть множество очевидных вещей и принимать, что их очевидность зависит от личного опыта и точки зрения. Также оно означает развитие способности слушать и видеть то очевидное, что может быть вовсе неочевидным для вас»

Лиминальное мышление помогает не быть консервативным и не бояться менять свои привычки. Чтобы развиваться в наше время, где постоянно всё меняется, необходимо уметь отпускать старые убеждения и приобретать новые. Учиться слушать других и при необходимости не бояться признаться в том, что ты раньше ошибался.

Книга «Лиминальное мышление», издательство Манн, Иванов и Фербер

Если применить такое мышление к дизайнеру, то это значит, что всё что появляется в мире — дизайнер должен пропустить через себя и понять, что это такое. Не обязательно становиться ярым сторонником всех трендов, но понимать их надо. С чего начать? Попробуй вейп, покрути спиннер, послушай Гнойного!

Быть дизайнером в 30 — нормально

Вова Лифанов высказал идею, которая применима к любой профессии. Быть программистом в 30 — нормально. Быть редактором в 30 — нормально. В конце концов, быть дизайнером в 30 — это нормально.

Для меня это самая важная мысль из всей дискуссии. Книги с биографией успешных людей, бесконечные новости о том, что кто-то в 23 года стал главным редактором крупнейшей газеты или в 26 продал свой стартап за миллионы долларов, сильно бьют по самооценке и мотивации.

Задаешься вопросом: «А я то что сделал?». Не найдя ответа на этот вопрос, начинаешь чувствовать себя ничтожеством.

Главным редактором «Ленты.ру» стал 23 летний Владимир Тодоров

В конце 2014 я открыл Общество с ограниченной ответственностью и хотел создать своё дело — выполнять разработку на заказ. У меня было только несколько клиентов и через некоторое время понял, что это невероятно сложно. Даже с одним единственным сотрудником в своём же лице. Возможно, такой путь не для меня или же я не был готов на тот момент к такой ответственности. Я постоянно мучил себя вопросами о том, что же делать и как чего-то добиться.

Слова Вовы о том, что «быть дизайнером в 30 — это нормально» позволили выдохнуть и понять, что, чёрт возьми, а в принципе то все ок. Сейчас мне 26 лет и я младший дизайнер. Если буду заниматься дизайном 10-15 лет с таким же темпом как сейчас, то всё будет круто и не надо себя корить за то, что вот прямо сейчас я не арт-директор или руководитель команды разработчиков.

Дизайн раскрывается с возрастом. Артём Геллер сказал, что не стоит стремиться быстрее стать арт-директором или креативным директором. Необходимо продолжать рисовать. Если уйдешь в управленцы, то всё, ты не будешь рисовать и перестанешь быть дизайнером. Если эта идея нравится — ок, уходи. Если же хочешь продолжать создавать дизайн своими руками, то стоит задуматься.

Σ

Выводы делайте сами.

Спасибо Артёму Геллеру, Денису Башеву и Вове Лифанову за такую полезную дискуссию.

Какой шрифт используется в навигации московского метро?

Сначала упомянул Metro Sans, потом меня поправили на Direct. Провёл небольшое исследование и оказалось, что сейчас в навигации московского метро используется шрифт Moscow Sans.

Metro Sans

Metro Sans, он же MTF или Metrofont был сделан в 2010 году Артёмом Уткиным в рамках дипломного проекта в Московском политехе. К сожалению, шрифт так и не был выпущен в продажу.

Московский политех, дипломный проект Артёма Уткина

Отдельно хотел упомянуть о вдвойне грустной истории, поскольку это человеческая трагедия и большая утрата, — шрифтовое наследие Артёма Уткина, который за свою маленькую, но довольно интенсивную творческую жизнь успел сделать несколько гарнитур.

У него был и второй шрифт — Metro, потрясающий. В то время, когда он был создан, он вполне отвечал тому самому критерию сегодняшности, который упоминается в каждом разговоре этой серии. И мне очень жаль, что эта довольно развитая по начертаниям семья осталась недоступной для использования.
Алексей Мурашко: не хотите, чтобы шрифт купили? Ну окей, я и не куплю его

Direct

Direct был выпущен студией Артемия Лебедева в 2008 году, специально для навигации:

Директ — первый кириллический шрифт, созданный специально для навигации. До его появления в распоряжении дизайнеров был Фрисет, сделанный на основе шрифта Фрутигер, который Адриан Фрутигер разработал для парижского аэропорта имени Шарля де Голля, а также несколько других гротесков нейтрального рисунка, в основном текстовых.
Шрифт Direct

Шрифт использовался только в смехе московского метро. С 2013 по середину 2016 года. Во всей остальной навигации не было единого правила оформления.

Пример использования Direct в навигации киевского аэропорта «Борисполь», 2011

Moscow Sans

Moscow Sans был разработан англичанами Скоттом Вильямсом и Хен­ри­ком Ку­бе­лем, Илья Ру­дер­ма­н кон­суль­ти­ро­вал про­ек­ти­ро­ва­ние ки­рил­лицы.




Впервые в навигации московского метро шрифт был протестирован в конце 2014 года на Кузнецком мосту, а также на всех станциях, которые закрывали и полностью ремонтировали и реновировали.

По пред­ва­ри­тель­ным пла­нам ос­на­ще­ние но­вой си­сте­мой ори­ен­ти­ро­ва­ния все­го мо­сков­ско­го мет­ро­по­ли­те­на долж­но про­изой­ти в те­че­ние 2015 го­да с даль­ней­шим рас­про­стра­не­ни­ем на си­сте­мы на­зем­но­го транс­пор­та.
Интервью с Ильёй Рудерманом

Широкое использование Moscow Sans получил только в середине 2016 года.

°°°

Изначально заметка была опубликована в моём телеграм-канале.

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить

Тайпетербург, 2017

5 и 6 августа я был в Санкт-Петербурге на конференции шрифтового дизайна Тайпетербург. В этой заметке поделюсь впечатлениями и выводами.

Работаю дизайнером больше полугода и, кажется, начинаю понимать дизайнеров. Весной был на Дизайн-просмотре, и мне показалось странным, что дизайнеры рассказывали процесс того, как у них получалась та или иная работа.

Это интересно, но только в виде статьи c множеством скриншотов. Скриншоты можно долго сидеть и разглядывать, искать интересные идеи. А слайды показываются на большом полотне и быстро листаются. Сложно рассмотреть что-то интересное.

Если ты собираешься выступить с докладом перед аудиторией, у тебя должны быть советы, подкрепленные опытом. Похоже, что в дизайне передача опыта и советов происходит через рассказ о том, как шла работа над проектом.

Круглый столФилипп, Стас и Женя отвечают на вопросы

Зачем поехал

Когда ты занимаешься интерфейсами и идешь на конференцию посвящённую интерфейсам — вероятность узнать что-то действительно новое крайне мала. Полезно сочетать знания из разных областей, в этом случае может получиться что-то новое.

Про шрифты знаю мало, поэтому решил съездить на Тайпетербург. Поставил перед собой простую задачу: узнать о шрифтах что-то новое, что можно будет в дальнейшем самостоятельно изучить.

Рядом с плакатами стояли ребята и рассуждали: вот у этой буквы немного длинный нижний выносной элемент, если бы сделали по меньше, вот тогда было бы круто, а так не очень

Что понравилось

Синхронный перевод. Половина докладчиков были иностранцами и говорили на английском языке. Порадовало, что организаторы выдали наушники с синхронным переводом для тех, кто плохо воспринимает английский на слух.

Одним ухом слушал докладчика, а вторым переводчика.

Устройство для синхронного перевода

Книга со шрифтами. Кроме стандартного набора из стикера, программы конференции и значка, в раздаточном материале Тайпетербурга была небольшая книга «Образцы шрифтов Typotheque №13»:

Онлайн-трансляция и записи в открытом доступе. Для тех, кто не смог лично приехать на фестиваль, была организована онлайн-трансляция. Видео докладов с двух дней конференции с синхронным переводом доступны для просмотра: первый день и второй.

Проектор и шаверма. Пример того, как организаторы позаботились о посетителях: в зоне для перекуса стоял дополнительный экран с проектором, поэтому можно было сходить перекусить вкуснейшей питерской шавермой, не пропуская доклад.

Что узнал

История дизайна. В отличии от разработки ПО у дизайна продолжительная история, которая началась много столетий назад. Хочу разобраться в истории дизайна, что откуда пошло, кто что придумал и как этим смог повлиять на жизнь людей. Возможно, знание истории дизайна поможет мне в работе, но в первую очередь — это интересно.

Евгений Юкевич рассказывает про шрифты Адриана Фрутигера

Вариативные шрифты. Интересная технология в мире шрифтового дизайна. Шрифт может подстраиваться под окружающую обстановку так, как захочет дизайнер. Делать это можно с помощью Plumin.js. Посмотрите выступление от Батисты Генона, чтобы вдохновиться вариативными шрифтами.

Внимательно выбирать шрифт для проекта. Казалось бы, шрифт — это набор букв. Буквы помогают нам донести мысль до человека: рассказать о запрете, предупредить о возможных последствиях или передать мысль.

Какая разница каким шрифтом это донести? Буквы, они и в Африке буквы. Но нет, это не так. Каждый шрифт имеет свою уникальную черту. Главное – найти время и выбрать тот шрифт, который подходит тебе и твоей задаче.

В следующих своих проектах постараюсь внимательнее отнестись к выбору используемых шрифтов.

Σ

Конференция получилась отличной, спасибо Сергею Рассказову за организацию и всем, кто помогал ему. Санкт-Петербург можно считать столицей шрифтового дизайна России.

Что дальше?

  1. Разобраться в истории дизайна. Записался на курс «История дизайна» в Открытом образовании, начало 11 сентября
  2. Попробовать вариативные шрифты. Разобраться с Plumin.js, поиграть со шрифтами
  3. Прочитать «О шрифте» от Эрика Шпикермана и «О шрифте» от Владимира Фаворского

°°°

Огромное спасибо ФанБоксу за то, что помогли с поездкой на Тайпетербург и отдельное спасибо Альберту Алиеву и Кириллу Михальченко!

Тайпетербург за три минуты

Подготовил видео с шрифтового фестиваля «Тайпетербург», который прошёл 5 и 6 августа в Санкт-Петербурге.

Совет: как поставить обучение на поток при небольшом количестве времени

Юля Пеленева:
Привет! Пару месяцев вынашиваю план обучения и все не даётся эта задачка.
Как у тебя построен он? Иногда после офиса совсем ничего делать не хочется, как с этим быть? Как поставить обучение на поток, при небольшом количестве времени? Сколько «предметов» оптимально одновременно изучать? Как бороться с привычкой начинать все сразу и бросать?

Юля, привет!

Если после рабочего дня совсем нет сил думать, а тем более, если болит голова — не надо мучить себя. Отдыхай и не парься.

Почему важно отдыхать?

Если мозг перегружен после рабочего дня, то вечером тем более не стоит заниматься изучением нового материала. Всё равно мало что запомнишь и усвоишь в таком состоянии.

Пройдись после работы пешком, погуляй по парку, посиди на скамейке и понаблюдай за окружающими тебя людьми. Меня такое успокаивает, может, и тебе подойдёт. Если нет — найди свой способ расслабиться после тяжёлого дня.

Если голова отказывается соображать после каждого рабочего дня, то стоит задуматься. Тут явно что-то не так. Надо менять свой график и образ жизни.

Есть два способа:

  1. Научиться вставать раньше и изучать материал до работы. Например, за завтраком можно посмотреть запись новой лекции. Голова ещё соображает, мысли чисты и есть силы понять увиденное. Основная проблема — научиться вставать раньше на один или два часа. Прочитай книгу «Магия утра»
  2. Организовать рабочий процесс так, чтобы меньше уставать. Попробуй использовать списки дел на день и технику Помидора. Главное — сделать так, чтобы в конце рабочего дня у тебя ещё оставались силы на самообразование

Как составить план обучения?

Про обучение у меня есть три заметки, в них подробно описал как поставить процесс обучения на поток:

  1. Цель
  2. Инструмент
  3. План

Прочитай их, это поможет упорядочить хаос из ссылок, видео и других материалов, которые ты хочешь изучить.

Первый месяц обучения очень важен. В этот период у тебя формируется привычка к обучению. Поэтому когда оформишь свой план в Трело — в первый месяц внимательно следи за выполнением задач. Когда это станет привычкой, то можно немного расслабиться и просто учиться. Я сейчас так и делаю.

Где взять время?

Как писал выше — можно раньше вставать и заниматься перед работой.

Я занимаюсь обучением по дороге на работу и обратно, иногда во время обеда.

На Айпаде читаю книги, смотрю лекции по дизайну. Аудиокниги и подкасты слушаю на Айподе. Ещё учу английский с помощью приложения «Слова» от школы Скайенг.

Читаю книгу «Лиминальное мышление»

Для меня это оптимальное количество занятий. Потому что если заниматься только одним, например, по дороге на работу читать только книги. Быстро надоедает. Если чередовать занятия — становиться интереснее.

Например, утром по дороге на работу могу повторять английские слова, чтобы запомнить их. Во время обеда могу посмотреть часть новой лекции или доклада. По дороге домой почитать книгу.

У каждого занятия есть свой уровень сложности. В зависимости от него и своей усталости я выбираю что мне делать по дороге или, наоборот, ничего не делать потому, что устал, или погода слишком хороша, чтобы не обращать на неё внимание.

Сложнее всего учить английский и записи с лекциями. Легче с чтением книг, совсем просто с аудиокнигами и подкастами.

Не надо становиться роботом и каждый день что-то делать. Если не хочешь — не делай. У меня бывают периоды, когда неделю ничего не читал и не смотрел. Считаю это нормально и полезно. Иногда надо просто отдыхать.

Заметил закономерность: три недели учусь и одну отдыхаю. Для меня это оптимальный режим обучения. После недельного отдыха появляются силы браться за новый материал. Так что изучение новых штук становиться эффективнее после отдыха.

Возможно, что такой график подходит только мне. Какой подойдёт тебе — узнаешь на практике. Старайся почаще задавать себе вопросы: комфортно ли мне учить это? Получается ли усваивать прочитанное на ходу? Рефлексируй и старайся постоянно улучшать свой процесс обучения.

Σ

Итого, что надо сделать?

  1. Составь план обучения в Трело. Для этого прочитай заметку про инструменты
  2. Работай продуктивно: используй чек-листы или технику Помидора
  3. Приучи себя вставать раньше и учиться перед работой или изучай материал по дороге
  4. Отдыхай, не нервничай и чаще проводи время с семьей

°°°

Задать вопрос