Саша Бизиков

Младший дизайнер в ФанБоксе. Делал интерфейсы бизнес-процессов для сотрудников банка Тинькофф. Изучаю дизайн мобильных приложений и редактуру текста.

Характер и эмоции в штрихе, первое занятие

Записался на курс «Характер и эмоции в штрихе», который рассчитан на 6 занятий по 3 часа. На каждое занятие буду составлять заметку с впечатлениями и результатом. Будет интересно посмотреть на прогресс.

Раньше у меня не было опыта в каллиграфии и леттеринге. В начале прошлого года начал изучать дизайн, поэтому курс показался мне интересным. За 6 занятий успею получить только поверхностные знания. На основе этого пойму, хочу дальше развиваться в леттеринге или нет.

Влада, преподаватель курса, рассказывает, как выражают эмоции в буквах и надписях. Показала примеры, как в названии товара или предмета можно выразить его характер, как передать эмоцию и смысл.

Влада, преподаватель курса, рассказывает, как выражают эмоции в буквах и надписях.

Сразу учились изображать эмоции на бумаге. Рисовать можно не только кисточками. Наоборот, через кисти штрихи получаются стандартными, невыразительными. Поэтому мы рисовали верёвкой, палочками от эскимо, крышками от бутылок, линейками, колпачками и липучкой.

Инструменты: тушь, бумага и кисточки. Остальное осталось за кадром.

Инструменты: тушь, бумага и кисточки. Остальное осталось за кадром.

Эмоции — это прилагательные. Выписали первые пять прилагательных, которые пришли на ум. Выбрали животное и попробовали в написании названия этого животного отобразить его характер.

В конце курса выложили свои работы на пол и обсудили. Получили замечания, рекомендации от Влады и домашнее задание.



Работа опытного человека и моя

Σ

Эмоции можно передать через что угодно: линия, слово, нарисованное верёвкой на бумаге, или взгляд автомобиля. Всё может передать эмоцию, настроение и характер. Необходимо только постараться и подумать, как и через что лучше всего это сделать.

Книга: Пиши, сокращай

Авторы Максим Ильяхов и Людмила Сарычева.

Пиши, сокращай

Если книга практически полезная, то писать о ней рецензию сложно. В этом случае необходимо переписывать в заметку всю книгу. Слабые книги лучше поддаются рецензиям, в них легко выделить полезные идеи, ведь их мало.

Завёл метку саммари, которой отмечаю пустые книги. Если рецензия помечена такой меткой — это значит, что достаточно прочитать рецензию, саму книгу читать необязательно. Все самые важные идеи уже выписаны в заметку.

Лучше загляните в обратную по смыслу метку: золотая книжная полка, тут собраны полезные книги. «Пиши, сокращай» относится к тем книгам, которые забиты практичными советами.

Ниже расскажу, как книга помогла мне найти работу младшим дизайнером.

Редактору на заметку

Если вы пишете письма заказчику, заводите задачи в Джире или пишете комментарий к посту, если ведёте блог, Твитер, канал в Телеграме или страницу в Фэйсбуке, если хотите продать вещь на Авито или повесить объявление в подъезде — эта книга для вас.

«Пиши, сокращай» поможет договориться с заказчиком, рассказать миру о своём продукте и продать старый диван.

Отрывок из главы «Навести порядок в тексте»

Отклик на вакансию

Если ищете работу, в первую очередь прочитайте главу «Как откликаться на вакансию», страница 404.

В конце августа закончил работать в Тинькофф банке и начал искать работу младшим дизайнером. Писал письма, просил тестовые задания.

После того, как прочитал главу о вакансиях, за день написал три отклика. Пришло три ответа и было назначено три собеседования. Результат: нашёл работу, переехал в Москву и уже месяц работаю младшим дизайнером в ФанБоксе.

Возможно, что, если бы я написал отклик на вакансию ФанБокса не по советам от Максима и Люды, то не работал бы сейчас дизайнером.

Отклик на вакансию в ФанБокс

Отклик на вакансию в ФанБокс

Советы из книги работают, проверил.

Σ

Купите книгу себе или другу в подарок. Она полезная. Читать одно удовольствие.

Первые 90 дней в компании

С 5 декабря работаю младшим дизайнером в ФанБоксе.

Пришло время составить список для развития навыков в рамках компании, разобраться во внутренних процессах и пройти испытательный период.

У ребят из Яндекса есть на эту тему два доклада:

  1. Взаимное доверие и уважение в команде, Лола Кристаллинская
  2. Первые 90 дней в компании, Сергей Кондауров

Составил конспект по каждому докладу и объединил их.

Заметка будет полезна для тех, кто недавно устроился на новую работу или только договорился о собеседовании. После прочтения у вас сложится детальный план действий. Придерживайтесь его первые три месяца.

Новичку на заметку

Первые три месяца — это самое важное. В эти месяцы греби всеми лапами. За это время нужно познакомиться со всей командой, понять цели и задачи. Понять, зачем вы и что от вас ждут.

Уточнить и зафиксировать с руководителем задачи первых трёх месяцев и года. Оценить себя и усилить ключевые компетенции, которые нужны в вашей работе. Развивайте их. Выполняйте первые задачи осознанно, аккуратно и с азартом. Вообще, ловите кайф с первых дней.

Запомнить все имена в первый день сложно, не переживайте. Знакомьтесь с людьми через работу: поинтересуйтесь у человека его зоной ответственности, спросите совет, расскажите о себе и о своём опыте.

Как не бояться? Думайте о настоящем. Все боятся. Положите свой страх на полочку. Не забывайте, вы новенький. Вам можно всё. Это период, когда можно задавать любые вопросы. Не надо стесняться.

Блокнот — ваше всё. Уважайте труд людей и не задавайте одних и тех же вопросов. Записывайте в блокнот всё, что необходимо запомнить.

Записываю в Молескин процесс нарезки макета для разработчиков

Пишите понятные письма. Укажите «говорящую» тему, объясните, зачем пишете и чего хотите. Что будет дальше и что нужно сделать человеку, которому вы пишете.

Через полгода делайте хорошо, от души и с удовольствием. Если чувствуете, что лажаете — быстро нагоняйте. Учитесь быстрее решать задачи.

Этапы

Первые 90 дней в компании состоят из шести этапов:

Первые 90 дней в компании: Этапы

Собеседование

Испытательный период начинается с собеседования.

Подготовьте вопросы перед созвоном.  Спросите про процессы и цели компании. Если не интересно такое спрашивать, то наверняка компания вам не интересна.

°°°

Подготовиться. Перед собеседованием в ФанБокс, внимательно изучил их сайт, погуглил новости о компании, просмотрел их аккаунты в социальных сетях. Каждое собеседование для меня — это стресс. Постоянно забываю спросить, что хотел. Поэтому взял за правило составлять в блокноте список вопросов, которые собираюсь задать.

Обсудить ожидания. Когда делал тестовое задание для Туту.ру, то на созвоне с Никитой и Львом сразу синхронизировали наши ожидания: обратился к ним без вакансии, поэтому вероятность отказа была велика, что и произошло. Каждая сторона должна понимать, чего ожидает другая.

°°°

Если устраиваетесь в продуктовую компанию, то узнайте, кто пользователи, как они пользуются продуктом. Cоставьте вопросы по сервису.

Спросите, как устроены внутренние процессы. В каком темпе работает команда. Обязательно записывайте ответы. Иначе забудете их сразу после окончания созвона.

Переходный период

Это первая рабочая неделя. За пять дней вы переключаетесь от предыдущего места работы к новому. Если раньше нигде не работали, то привыкаете к процессам и традициям новой компании. Знакомитесь с людьми, пытаетесь запомнить имена.

Это ценный период, когда можно изучить сервис. Выписать все вопросы по нему. Изучить предметную область. Установить нужные программы: слэк, гит, джира, стеш. Настроить доступ к почте, корпоративному дропбоксу. У вас может быть другой список. Всё зависит от того, что используют внутри компании.

Хорошо, если у вас получится разобраться с процессами в первую неделю. Поэтому не откладывайте изучение на завтра. Потом не будет времени, пойдут реальные задачи.

Первый день

Вас водят по офису, знакомят с администраторами, разработчиками, дизайнерами и остальными ребятами из коллектива. Расскажут, где что находится, что в холодильнике, где лежат чашки, покажут новое рабочее место и дадут первую задачу.

Фото с первого рабочего дня в ФанБоксе

Фото с первого рабочего дня в ФанБоксе

Бояться задавать вопросы — нельзя. Задавайте их обязательно. Вы новенький — это нормально. Никто вас не покусает.

Проявляйте самостоятельность. У ваших новых коллег есть свои задачи, и, скорее всего, по ним горят сроки.

Первый месяц

Не бойтесь, что вам ставят простые задачи. Они помогут адаптироваться, привыкнуть к процессам. Вероятность ошибиться меньше.

В первые два месяца настройтесь на то, что придётся тратить много времени на обсуждение задачи: что от вас хотят, что нужно сделать и как принято работать над подобными задачами.

Выясняйте ожидания: уровень проработки и приемлемые сроки выполнения задачи. Возможно, в команде принято, что дизайнер выдаёт идеально проработанное решение или наоборот — сначала набросок, а потом все обсуждают как реализовать.

Общайтесь со своим руководителем хотя бы два раза в день: утром пишем, над какими задачами собираемся работать, а вечером — что сделали.

Договоритесь с руководителем о ежемесячных созвонах, где будете обсуждать результаты месяца и ваше развитие. Такие встречи необходимы, чтобы понимать, правильно ли вы продвигаетесь. Если что-то не так, можно скорректировать свои действия. Возможно, вы тратите много времени на изучение, когда лучше было бы начать делать.

Второй месяц

Важно понимать в каких зонах у вас возникли проседания. На этом этапе нельзя сбавлять темп. Может сложиться ложное ощущение, что если первый месяц прошёл хорошо, то можно расслабиться.

На самом деле, ещё не время. Вы можете допустить какую-то ошибку, потому что не до конца ещё знаете процессы и сервисы. Поэтому будьте также внимательны и дотошны как в первый месяц. Внимательно относитесь к деталям. Не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно по задаче.

Третий месяц

Начинается настоящая работа. Вам начнут доверять интересные и сложные задачи. При условии, что вы не сбавляли темп первые два месяца, задавали вопросы, показали, что вы ответственный человек. Ощущение уверенности в себе начинает расти.

Σ

Закрепим советы от Лолы и Сергея в виде чеклиста, которого следует придерживаться ближайшие три месяца после устройства на новую работу.

Пять главных советов:

  1. Не бояться задавать вопросы
  2. Купить блокнот и записывать всё, что необходимо запомнить
  3. Общаться с руководителем, получать обратную связь
  4. Постоянно оценивать себя. Проверять, в правильном ли направлении двигаешься
  5. Получить кайф от работы

Тестовое задание для RedMadRobot

Задача
Спроектировать сервис, который позволит абоненту телефонного оператора пожаловаться на качество сотовой связи или интернета в определенной географической точке и получить отклик от оператора

Выполнил тестовое задание на вакансию дизайнера-стажёра для RedMadRobot. Попробовал Фреймер в деле, получил отказ и поставил новую цель. В конце расскажу, зачем публикую описания дизайн-процессов.

Блокнот → Скетч → Фреймер студия

Тестовое задание начал с описания и набросков интерфейса в блокноте. На бумаге удобнее выразить мысли. Пришёл к выводу, что решением задачи будет не отдельное приложение, а модуль. Он встраивается в мобильное приложение оператора.

note

Для примера выбрал «Мой Билайн». Приложение сделали ребята из RMR. В нём уже есть чат поддержки, который можно улучшить в рамках тестовой задачи.

Сформулировал основные отличия от текущей реализации. Набросал экран в Скетче и перешёл к прототипу.

Результат задачи в виде статичных картинок — не интересно. Будет круто, если покажу живое общение оператора с пользователем. Поэтому основную часть времени провёл во Фреймере.

Студия Фреймер

Фреймер Студия. Слева код, справа — результат

Презентация

Презентацию сделал в Кейноте. Чтобы вам было удобно смотреть, записал видео и опубликовал на Ютубе:

Результат

Отзыв от директора по дизайну RedMadRobot, Павла Горшкова:

Что понравилось: у тебя, очевидно, есть хороший аналитический базис. Ты понимаешь, как должен работать сервис.

Что могло быть лучше: визуальная составляющая и эстетика. Хороший UI для дизайнера интерфейсов тоже важен, я бы порекомендовал и его развивать в том числе.

Σ

Согласен с  Павлом, интерфейс выглядит не очень красиво. В лекции «Дизайн + 1» Людвиг говорил про развитие дизайнера. Прокачивать каждый навык по очереди:

Если прокачать каждый навык,
то в сумме получится хороший дизайнер

Поэтому главная задача до конца года: научиться рисовать красивые интерфейсы. Спросил совет у Павла и ещё нескольких дизайнеров. В результате получился список, которому можно следовать.

Как развивать UI навык?

  1. Выполнить все задания конкурса «Интерфейс дня»
    В сентябре выполнил только два задания и переключился на тестовые. Время вернуться и закончить дело. До конца года 98 заданий не выполню, но десяток шотов на дрибл выложу.
  2. Участвовать в конкурсах
    Какие дизайнерские конкурсы запускаются в ближайшие месяцы? Напишите в комментарии, буду благодарен.
  3. Смотреть на топовых дизайнеров на бихэнсе и дрибле
    Выявлять, что больше нравится, переосмыслять и искать свой стиль.

°°°

Опубликовал пять заметок с описанием дизайн-процесса:

  1. Тестовое задание для Школы мобильного дизайна
  2. Обновление дизайна домашней страницы
  3. Тестовое задание для Туту.ру
  4. Сайт для Сергея Сичкар
  5. Тестовое задание для RedMadRobot

У меня нет портфолио, но показать что-то надо. Когда пишу письмо на вакансию, отправляю ссылку на страницу: http://bizikov.ru/tag/portfolio/.

Компании, которым нужен начинающий дизайнер, могут прочитать заметки и понять, как я работаю. Результат: дают тестовое задание.

Основная задача таких описаний — показать подход к решению задач.

Побочная задача, о которой в самом начале не думал: на такие заметки присылают критику и советы. Это помогает понять, что не так (на самом деле всё говно), и в следующей работе стараюсь делать лучше.

В теории с таким подходом каждая следующая работа должна быть лучше предыдущей. Через год можно прочитать заметки и понять, что получилось на практике.

Книга: Культура дизайна

Автор Владислав Головач — сооснователь «Юзетикс», дизайн-бюро, специализирующегося на дизайне пользовательских интерфейсов и юзабилити-тестировании.
Культура дизайна

«Культура дизайна» — это путеводитель по истории дизайна. На простых примерах Влад объясняет роль дизайна в обществе разных исторических эпох.

Процесс изучения культуры дизайна требует много времени: найти нужные книги, купить их и прочитать. Влад не нашёл единого источника, где смог бы подчеркнуть значимые факты. Поэтому он написал книгу «Культура дизайна».

Дизайнеру на заметку

Про качество и цену продукта:

В результате дорогое одновременно опознается и по очень высокому качеству обработки, и по очень низкому. Подразумевается, что если что-то сработано грубо, это несомненно сделано человеком, труд которого стоит дороже труда машины и поэтому делает артефакт дизайна более ценным.

[…]

Фактически активность, эквивалентная тому, что в наше время называется дизайном, и сама была предметом роскоши и применялась только к предметам роскоши. Индустрия же роскоши и тогда, и сейчас обладала одним любопытным свойством: в ней чем дороже, тем зачастую лучше.

[…]

Производители тут же наводнили рынки ужасно исполненными товарами.

Человек может быть дизайнером, даже не задумываясь об этом.

Бессемер был инженером, Джилкрист работал в полицейском суде, Жаккар перепробовал много работ, пока не стал ткачом, все изобретатели ализарина были химиками. Дизайнерами они не были, но повлияли на дизайн больше, чем любые дизайнеры.

[…]

Опять все участники не были дизайнерами: Дэвис был портным, Хоу механиком, а Сундбэк инженером. Но их влияние на предметный мир невозможно переоценить.

Пример того, как открытие в области химии повлияло на дизайн одежды в России XXI века:

Например, «традиционная» русская одежда изобилует красным потому, что в 1868 году был синтезирован первый дешёвый красный краситель – ализарин (до этого все ходили в одежде из некрашеной ткани).

Про эффект маятника в дизайне:

Сразу после того, как нечто становится возможным, оно становится хорошим, модным и актуальным – а затем неминуемо плохим, затёртым и пошлым. После этого начинается маятник, т.е. возвращение этого нечто в актуальность с примерно одной и той же периодичностью, пусть и с затуханием.

Полезно следить за тем, что когда-то было актуальным. Вероятнее всего, скоро это что-то вновь вернется в моду:

Кроме того, с практической точки зрения полезно следить не только за тем, что актуально, но и за тем, что было неактуальным достаточно долго, т.к. с большой вероятностью оно войдёт в моду снова и тот, кто угадает, когда, получит много персональной пользы.

Как отличить профессионала от любителя:

Профессионал отличается от любителя тем, что он работает ради денег (что не отрицает удовольствия от работы). Любитель может не думать о КПД своей работы, о соотношении затраченного времени и усилий к результату. Работа же профессионала без забот о КПД очень быстро станет нерентабельной.

[…]

Вторая часть этой сентенции, «зарабатывать как можно больше» во многом связана не с профессионализмом дизайнера, а, например, со степенью его публичности.

Как выглядит процесс работы над дизайном:

Окружающие могут сколько угодно думать о дизайне, как о полёте души, когда дизайнер буквально порхает и творит, творит. Это представление, в общем и целом, неверно. Дизайнер порой работает, причём у этой работы есть две разных циклических модальности:
— Дизайнер судорожно чешет голову, пытаясь придумать решение.
— Дизайнер напряжённо и в спешке реализует придуманное решение, чтобы обнаружить, что оно работает хуже, чем хотелось бы, и нужно вернуться к этапу №1.

У начинающего дизайнера нет собственного мнения и вкуса. Со временем накапливается опыт. Дизайнер начинает мыслить самостоятельно. Появляется свой стиль.

Другая черта (особенно в отечественных реалиях) — искренняя вера не просто в алгоритм работы, а в незыблемость чужого пророческого алгоритма. Прочитал интеллектуально экономный дизайнер в книге (того же Чихольда), что висячие строки – грех и после этого висячие строки всюду вымарывает и ругает, даже если они делают страницу живее (такие случаи бывают).

В чём польза изучения истории дизайна:

С практической точки зрения всё это важно именно потому, что все методы экономии усилий бесполезны и глупы, если дизайнер не обладает общей профессиональной культурой. Без культуры вероятно или даже неизбежно следующее: дизайнер, выбирая традицию для освоения/наработки мастерства, выбирает плохую.

[…]

Дизайнер в поиске нового и лучшего бросает нарабатывать мастерство в традиции – и просто не научается делать в этой традиции что-то существенное. Вместо того, чтобы стать настоящим носителем традиции, он довольствуется лишь знанием её правил и технологии и не способен делать живые работы.

[…]

Дизайнер удовлетворяется одной единственной традицией – хотя определённая творческая свобода появляется только у тех, кто владеет двумя или больше.

[…]

Практика показывает, что совсем без традиции работать нельзя. Соответственно, если мы не хотим делать псевдо-работы (псевдо-классическую, псевдо-экологическую и т.п.), традиции надо учиться – что особенно актуально в России, поскольку из-за нашей истории в XX веке с традициями у нас довольно бедно.

[…]

Здесь культура дизайна собственно и проявляет себя. Технически грамотный дизайнер способен сделать технически валидный артефакт дизайна, например, макет книги или сайта. Однако не обладая дизайнерской, да и просто бытовой культурой, он не сможет снабдить артефакт цельным, непротиворечивым и не убогим высказыванием.

Σ

Книга читается за пару вечеров. После прочтения понял только одно: ничего не знаю о культуре и истории дизайна. Веб-дизайн обладает потрясающей родословной, полезно будет хотя бы ознакомиться с ней.

Если после прочтения книги у вас появится интерес к изучению истории дизайна, то задача автора выполнена.

°°°

Автор советует прочитать:

  1. «Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре»
    Краткий, но хорошо иллюстрированный список основных стилевых течений последних 150 лет.
  2. «Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года»
    Исследование эффектов дизайна относительно развития общества. Например, в главе о гигиене рассматривается влияние соответствующей идеологии на дизайн в начале XX века.
  3. «Искусство видеть»
    В книге разбирается и иллюстрируется изменение восприятия предметов искусства в зависимости от исторического и культурного контекста, действовавшего как в момент создания произведения, так и сейчас.