Саша Бизиков

Младший дизайнер в ФанБоксе. Делал интерфейсы бизнес-процессов для сотрудников банка Тинькофф. Изучаю дизайн мобильных приложений и редактуру текста.

100 книг для дизайнера

Задача
Прочитать 100 книг, которые помогут в развитии навыков, важных для дизайнера.
Книги могут быть не связаны напрямую с дизайном, но они важны для развития в профессии. Это книги по переговорам, маркетингу, продуктивности, психологии и другим областям, которые присутствуют в работе дизайнера.

Список составил по рекомендациям Артемия Лебедева, Людвига Быстроновского раз и два, Тимура Бурбаева, Андрея Дьякова и школы Стажёров. Также использовал разделы магазина Студии Лебедева: теория дизайна, типографика, графический дизайнпромышленный дизайн, и подборки с сайта «Манн Иванов и Фербер»: «Лучшие книги для творчества», «13 книг, которые должен прочитать каждый дизайнер».

Если читать по 20 книг в год, то все книги из списка можно прочитать за пять лет.

Книги

  1. ✓ «Моя жизнь, мои достижения», Генри Форд
    МИФМагазинус
  2. ✓ «Стив Джобс», Уолтер Айзексон
    Озон, Магазинус
  3. ✓ «Реворк. Бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон
    МИФ, Магазинус
  4. ✓ «Дизайн для реального мира», Виктор Папанек
    ОзонД. Аронов
  5. ✓ «Дизайн — это работа», Майк Монтейро
    МИФ
  6. ✓ «Культура дизайна», Владислав Головач
    Онлайн
  7. ✓«Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь», Джон Маэда
    ОзонМагазинус
  8. ✓ «Джони Айв. Легендарный дизайнер Эпл», Линдер Кани
    МИФ
  9. ✓ «Сначала скажите «НЕТ»», Джим Кемп
    Озон
  10. ✓ «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман
    Озон
  11. ✓ «Модульные системы в графическом дизайне», Йозеф Мюллер-Брокман
    Озон, Магазинус
  12. ✓ «Ководство», Артемий Лебедев
    ОнлайнМагазинус
  13. ✓ «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов и Людмила Сарычева
    Озон, Альпина
  14. ✓ «Типографика и вёрстка», Артём Горбунов
    Онлайн
  15. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера», Ян Чихольд
    ОзонМагазинус
  16. «О шрифте», Эрик Шпикерманн
    МИФ
  17. «Дизайн: форма и хаос», Пол Ренд
    ОзонМагазинус
  18. «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология», Георгий Щедровицкий
    ОзонМагазинус
  19. «Цель: процесс непрерывного улучшения», Элия Голдратт и Джефф Кокс
    ОзонМагазинус
  20. «Дилемма инноватора», Клейтон М. Кристенсен
    Озон, Магазинус
  21. «Малый бизнес: от иллюзий к успеху», Майкл Э. Гербер
    Магазинус
  22. «Чему вас не научат в дизайн-школе», Фил Кливер
    ОзонМагазинус
  23. «Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу», Адриан Шонесси
    ОзонМагазинус
  24. «Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах», Майкл Джанда
    ОзонМагазинус
  25. «Пинбол-эффект», Джеймс Бёрк
    ОзонМагазинус
  26. «Русская модель управления», Александр Прохоров
    Магазинус
  27. «Облик книги», Ян Чихольд
    ОзонМагазинус
  28. «Типографика», Эмиль Рудер
    Озон
  29. «Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем», Джеф Раскин
    Озон
  30. «Философия дизайна», Герман Цапф
    ОзонМагазинус
  31. «Экономист под прикрытием», Тим Харфорд
    Озон
  32. «Антихрупкость», Нассим Николас Талеб
    ОзонМагазинус
  33. «Черный лебедь», Нассим Николас Талеб
    ОзонМагазинус
  34. «Дизайн в культуре XX века 1945–1990», Владимир Аронов
    ОзонМагазинус, Д. Аронов
  35. «Гейзер в голове», Марио Прикен
    ОзонМагазинус
  36. «Мысли о дизайне», Пол Ренд
    ОзонМагазинус
  37. «История дизайна», Шарлотта Филл и Питер Филл
    ОзонМагазинус
  38. «Невидимый дизайнер», Джон Сибрук
    ОзонМагазинус
  39. «Графический дизайн. Базовые концепции», Эллен Луптон
    ОзонМагазинус
  40. «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», Пьер Байяр
    ОзонМагазинус
  41. «Почему мы покупаем, или как заставить покупать», Пако Андерхилл
    ОзонМагазинус
  42. «Договориться можно обо всем!», Гэвин Кеннеди
    ОзонМагазинус
  43. «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров», Джим Кэмп
    ОзонМагазинус
  44. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги
    ОзонМагазинус
  45. «Представление информации», Эдвард Тафти
    Онлайн
  46. «Настольная книга газетного дизайнера», Тим Харровер
    Амазон
  47. «Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе», Чарлз Дахигг
    Озон
  48. «Объекты желания», Адриан Форти
    ОзонМагазинус
  49. «Огилви о рекламе», Дэвид Огилви
    Озон
  50. «Профессия — иллюстратор», Натали Ратковски
    Магазинус, МИФ
  51. «Антрополог на Марсе», Оливер Сакс
    ОзонМагазинус
  52. «Мигрень», Оливер Сакс
    ОзонМагазинус
  53. «Найти идею», Генрих Альтшуллер
    Озон, Альпина
  54. «Нога как точка опоры», Оливер Сакс
    Озон
  55. «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики», Оливер Сакс
    Озон
  56. «Лестница жизни. Десять великих изобретений эволюции», Ник Лэйн
    ОзонМагазинус
  57. «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир», Крис Фрит
    ОзонМагазинус
  58. «Микробы хорошие и плохие», Джессика Снайдер Сакс
    ОзонМагазинус
  59. «Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир», Пенни Лекутер и Джей Берресон
    ОзонМагазинус
  60. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми», Вилейанур Рамачандран
    ОзонМагазинус
  61. «Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста», Герц Франк
    Магазинус
  62. «Думай медленно… Решай быстро», Дэниел Канеман
    ОзонМагазинус
  63. «Невидимая горилла, или история о том, как обманчива наша интуиция», Кристофер Шабри и Даниэл Саймонс
    ОзонМагазинус
  64. «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях», Лоуренс Гонсалес
    ОзонМагазинус, МИФ
  65. «100 новых главных принципов дизайна», Сьюзан Уэйншенк
    ОзонМагазинус
  66. «Новые направления в проектировании компьютерных систем», Джеф Раскин
    Озон
  67. «Книга на книжной полке», Генри Петроски
    ОзонМагазинус
  68. «Синтаксис современного русского языка», Нина Валгина
    Озон
  69. «С помощью дизайна», Ральф Каплан
    ОзонМагазинус
  70. «Судите сами. Как отличить хороший дизайн от плохого», Чип Кидд
    ОзонМагазинус
  71. «Вы сможете рисовать через 30 дней», Марк Кистлер
    МИФ, Озон
  72. «Покажи свою работу!», Остин Клеон
    МИФ, Озон
  73. «Воплощение идей», Скотт Белски
    МИФ
  74. «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
    МИФ, Озон
  75. «Психология влияния», Роберт Чалдини
    Озон, Питер
  76. «Агрессия», Конрад Лоренц
    Озон
  77. «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней», Нил Шубин
    Озон
  78. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина
    Магазинус, МИФ
  79. «Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи», Лоуренс Лич
    Магазинус, Альпина
  80. «Штрих. Теория письма», Геррит Ноордзей
    МагазинусД. Аронов
  81. «Типографика. Порядок и хаос», Владимир Лаптев
    ОзонМагазинус
  82. Справочник издателя и автора, Аркадий Мильчин и Людмила Чельцова
    ОзонМагазинус
  83. «Универсальные принципы дизайна», Уильям Лидвелл, Критина Холден и Джилл Батлер
    ОзонМагазинус
  84. «Тайные знания коммерческих иллюстраторов», Яна Франк
    Магазинус
  85. «Карандаш. История создания и другие подробности», Генри Петроски
    Магазинус
  86. «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века», Стивен Хеллер и Сеймур Чваст
    ОзонМагазинус
  87. «Живая типографика», Александра Королькова
    Озон
  88. «Не заставляйте меня думать!», Стив Круг
    Озон
  89. «Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре», Лакшми Бхаскаран
    Озон
  90. «Искусство видеть», Джон Бергер
    Литрес
  91. «Основы стиля в типографике», Роберт Брингхерст
    ОзонД. Аронов
  92. «Искусство цвета», Иоханнес Иттен
    ОзонД. Аронов
  93. «Искусство формы», Иоханнес Иттен
    ОзонД. Аронов
  94. «Искусство как рeмесло», Бруно Мунари
    ОзонД. Аронов
  95. «Фантазия», Бруно Мунари
    ОзонД. Аронов
  96. «Рисуем дерево», Бруно Мунари
    ОзонД. Аронов
  97. «Психбольница в руках пациентов», Алан Купер
    Озон
  98. «Об интерфейсе», Алан Купер
    Озон
  99. «Ружья, микробы и сталь», Джаред Даймонд
    Озон

Если какую-то книгу из списка читали и она вам не понравилась, напишите комментарий. Если вы читали книгу, которая помогла вам в развитии, но её нет в списке — напишите в комментарий и расскажите почему её стоит прочитать каждому дизайнеру.

Символом «✓» отмечены книги, которые уже прочитал, а ссылка в названии книги ведёт на мою рецензию.

Σ

Важно помнить, что в книгах описана теория, которая не сделает из вас дизайнера.

Стать хорошим дизайнером можно только через практику. Поэтому расстановка сил: 20% на чтение книг, 80% на практику и освоение навыков.

Характер и эмоции в штрихе, второе занятие

Второе занятие началось с проверки домашних работ. Необходимо было подумать над своим животным и придать ему характер.

После разбора домашних работ учились выражать эмоции в словах. Как написать «Горе» так, чтобы оно было горем, а не печалью или радостью?

Не все люди могут выражать весь спектр эмоций. У кого-то лучше получается радость, у кого-то добро, а кто-то с удовольствием выплёскивает свою злость. Всё зависит от человека. Важно понять, какая эмоция лучше всего подходит для тебя.





Третья слева колонка — моя

За счёт «з» со скругленными краями, моё «Зло» оказалось совсем не злом. Зато получились радость и горе.

Взяли название своего животного и попробовали написать его со злостью, добротой, радостью и горем.

Перед тем, как писать какую-то эмоцию, необходимо настроиться на неё. Если нужна игривая надпись для логотипа, включите весёлую музыку и начинайте творить.

В хорошем настроении сложно будет написать слово, которое должно передавать грусть.




Питон с разными характерами

На этом работа с характерами наших животных закончилась.

На следующем занятии будем учиться писать статичные и подвижные слова. Как написать футбол так, чтобы это не был гольф?

Σ

Понял, что эмоции даются мне сложно. Как сказала Влада, есть люди, у которых лучше получается выражать радость, у кого-то злость, а кто-то нейтрален. Это нормально. Надо работать над собой.

°°°

Все занятия: первое, второе, третье, четвёртое, пятое, шестое.

Книга: Модульные системы в графическом дизайне

Автор Йозеф Мюллер-Брокманн (1914–1996) — графический дизайнер и преподаватель. Его работы являются образцом простоты в дизайне и тонкого использования типографики, формы, цвета. Они оказали влияние на многих современных дизайнеров.


Книга: Модульные системы в графическом дизайне

Давно хотел прочитать «Модульные системы в графическом дизайне». Считал, что её уже не продают. После защиты семестровых работ в БВШД наткнулся на магазин студии Лебедева. Оказывается, они её печатают и продают.

Купил, прочитал книгу. Поделюсь впечатлениями и интересными идеями.

На каждую тему представлены примеры макетов. Так как по размерам книга чуть больше листа А4, иллюстрации большие и подробные.

Текст и иллюстрации в модульной сеткеПримеры страниц с использованием модульной сетки

Дизайнеру на заметку

Йозеф описывает процесс работы над вёрсткой плаката, макета страницы книги и журнала. Часть посвящена вопросам типографики, так как она влияет на восприятие. Дизайнеру необходимо уметь разбираться в этих тонкостях, чтобы успешно выполнять свою работу.

Про сетки

Модульная система помогает дизайнеру рационально скомпоновать элементы на странице, но важно помнить: сначала содержание, а потом сетка.

Когда выполнял тестовое задание для Туту.ру, то попался в эту ловушку. Перед тем как определиться с элементами на странице, решил, что буду использовать сетку на 4 колонки. Только после этого начал добавлять и выстраивать элементы относительно колонок.

В результате получилась скучная страница с большими отступами между элементами:

Сетка для макета главной страницы Туту.руСетка для макета главной страницы Туту.ру

При тщательном изучении любая задача требует специальную, именно ей подходящую модульную сетку. В первую очередь необходимо определиться, какие элементы будут на странице. Расположить их так, как необходимо относительно задачи. Только после этого в дело вступает модульная сетка, которая позволит добавить макету логичность и структуру.

Иллюстрация управляет вниманием читателя. Чем меньше различаются по величине иллюстрации, тем спокойнее выглядит оформление. Если необходимо выделить одну иллюстрацию среди других, то делаем её другого, большего или меньшего, размера.

Если иллюстрации расположены рядом, то они должны быть подобраны друг к другу. Иначе, возникает опасность того, что изобразительные формы одной иллюстрации будут мешать восприятию соседней.
Эскизы макетов с использованием модульной сетки в 32 клеткиЭскизы макетов с использованием модульной сетки в 32 клетки

Структурированный макет легче прочитать и запомнить. Дизайнеру важно помнить, что информация с ясно и логически расположенными заголовками, подзаголовками, текстами, иллюстрациями и подписями к ним не только быстрее и легче читается, но и откладывается в памяти.

Интересно, что модульную систему можно использовать при проектировании дизайна трёхмерных пространств: обозначить расположение мебели, светильников и вывесок в пространстве комнате.

Например, модульную систему используют при проектировании выставочных стендов.
Модульная структура трёхмерного пространстваМодульная структура трёхмерного пространства

Про типографику

Размер шрифта правильно называть кегль шрифта. Он соответствует числу пунктов, или как я понимаю, числу пикселей.

Правильно подобранный кегль шрифта делает текст удобным для чтения. Слишком маленький, как и слишком большой шрифт, читать утомительно. Для комфортного чтения длинного текста, в строке должно быть примерно 7-10 слов.

На удобство чтения также влияет и выбранный шрифт. Например, Таймс Нью Роман разработан специально для удобочитаемости, даже если он напечатан на плохой бумаге.

Шрифт Таймс Нью Роман разработан в 1932 году для газеты «Таймс»Шрифт Таймс Нью Роман разработан в 1932 году для газеты «Таймс»

Глаз воспринимает длинные строки с напряжением, потому что на то, чтобы удерживать взгляд слишком долго на горизонтальной линии, уходит много сил; при короткой строке чтению мешает частый переход от строки к строке.

Интерлиньяж — это расстояние между строками. К длине строки и выбору расстояния между строками относиться надо внимательно. Они влияют на удобочитаемость текста. Слишком длинная строка или слишком узкое пространство между строками ухудшат восприятие текста.

Расстояние между строками влияет на скорость чтения. Важно правильно задать интерлиньяж. Так, чтобы при чтении глаз выделял только одну строку. Читать удобнее — глаза меньше устанут — читатель больше сможет усвоить, затратив меньше сил и времени.

При вёрстке большого текста важно помнить, что длинный текст должен не только иметь достаточно большой интерлиньяж, но и чётко делиться на абзацы. Для оптического выделения нового абзаца используется строка, абзацный отступ, инициал или капитель.

Примеры текста, набранные с разным кеглем шрифта и инерлиньяжемПримеры текста, набранные с разным кеглем шрифта и инерлиньяжем

Σ

«Модульные системы в графическом дизайне» — это то, что нужно начинающему дизайнеру. Примеры, которые приведены в книге достаточно просты и понятны для восприятия.

Если коротко, то дизайнеру важно помнить:

°°°

Книгу хорошо дополняет интерактивный учебник от бюро Горбунова «Типографика и вёрстка».

Характер и эмоции в штрихе, первое занятие

Записался на курс «Характер и эмоции в штрихе», который рассчитан на 6 занятий по 3 часа. На каждое занятие буду составлять заметку с впечатлениями и результатом. Будет интересно посмотреть на прогресс.

Раньше у меня не было опыта в каллиграфии и леттеринге. В начале прошлого года начал изучать дизайн, поэтому курс показался мне интересным. За 6 занятий успею получить только поверхностные знания. На основе этого пойму, хочу дальше развиваться в леттеринге или нет.

Влада, преподаватель курса, рассказывает, как выражают эмоции в буквах и надписях. Показала примеры, как в названии товара или предмета можно выразить его характер, как передать эмоцию и смысл.

Влада, преподаватель курса, рассказывает, как выражают эмоции в буквах и надписях.

Сразу учились изображать эмоции на бумаге. Рисовать можно не только кисточками. Наоборот, через кисти штрихи получаются стандартными, невыразительными. Поэтому мы рисовали верёвкой, палочками от эскимо, крышками от бутылок, линейками, колпачками и липучкой.

Инструменты: тушь, бумага и кисточки. Остальное осталось за кадром.

Инструменты: тушь, бумага и кисточки. Остальное осталось за кадром.

Эмоции — это прилагательные. Выписали первые пять прилагательных, которые пришли на ум. Выбрали животное и попробовали в написании названия этого животного отобразить его характер.

В конце курса выложили свои работы на пол и обсудили. Получили замечания, рекомендации от Влады и домашнее задание.



Работа опытного человека и моя

Σ

Эмоции можно передать через что угодно: линия, слово, нарисованное верёвкой на бумаге, или взгляд автомобиля. Всё может передать эмоцию, настроение и характер. Необходимо только постараться и подумать, как и через что лучше всего это сделать.

°°°

Все занятия: первое, второе, третье, четвёртое, пятое, шестое.

Книга: Пиши, сокращай

Авторы Максим Ильяхов и Людмила Сарычева.

Пиши, сокращай

Если книга практически полезная, то писать о ней рецензию сложно. В этом случае необходимо переписывать в заметку всю книгу. Слабые книги лучше поддаются рецензиям, в них легко выделить полезные идеи, ведь их мало.

Завёл метку саммари, которой отмечаю пустые книги. Если рецензия помечена такой меткой — это значит, что достаточно прочитать рецензию, саму книгу читать необязательно. Все самые важные идеи уже выписаны в заметку.

Лучше загляните в обратную по смыслу метку: золотая книжная полка, тут собраны полезные книги. «Пиши, сокращай» относится к тем книгам, которые забиты практичными советами.

Ниже расскажу, как книга помогла мне найти работу младшим дизайнером.

Редактору на заметку

Если вы пишете письма заказчику, заводите задачи в Джире или пишете комментарий к посту, если ведёте блог, Твитер, канал в Телеграме или страницу в Фэйсбуке, если хотите продать вещь на Авито или повесить объявление в подъезде — эта книга для вас.

«Пиши, сокращай» поможет договориться с заказчиком, рассказать миру о своём продукте и продать старый диван.

Отрывок из главы «Навести порядок в тексте»

Отклик на вакансию

Если ищете работу, в первую очередь прочитайте главу «Как откликаться на вакансию», страница 404.

В конце августа закончил работать в Тинькофф банке и начал искать работу младшим дизайнером. Писал письма, просил тестовые задания.

После того, как прочитал главу о вакансиях, за день написал три отклика. Пришло три ответа и было назначено три собеседования. Результат: нашёл работу, переехал в Москву и уже месяц работаю младшим дизайнером в ФанБоксе.

Возможно, что, если бы я написал отклик на вакансию ФанБокса не по советам от Максима и Люды, то не работал бы сейчас дизайнером.

Отклик на вакансию в ФанБокс

Отклик на вакансию в ФанБокс

Советы из книги работают, проверил.

Σ

Купите книгу себе или другу в подарок. Она полезная. Читать одно удовольствие.