Саша Бизиков

Младший дизайнер в ФанБоксе. Делал интерфейсы бизнес-процессов для сотрудников банка Тинькофф. Изучаю дизайн мобильных приложений и редактуру текста.

Эволюция дизайнера, Андрей Зубрилов

Записал на видео доклад с Дизайн-просмотра про развитие дизайнера.

Андрей Зубрилов — арт-директор и основатель 365 detox. Дизайном начал заниматься в 1998 году. Порефлексировал, разбил свой профессиональный опыт на этапы и поделился советами:

 

Характер и эмоции в штрихе, третье занятие

На третьем занятии курса «Характер и эмоции в штрихе» мы учились передавать характер вида спорта через его название. В конце расскажу, как у меня «взлетело» регби.

Лучше всего сразу писать на белом листе бумаги. Так проще будет отсканировать и использовать в Фотошопе.

Перед тем как начать писать название вида спорта, хорошо было бы понять, что оно означает.

Чем характерен баскетбол? Это командная игра, преимущественно мужская. Важен рост. Баскетбол — это стремительный спорт.

Определяем характер видов спорта

После того, как определили характерные черты вида спорта, необходимо выбрать инструмент. Хороший способ правильно передать характер — выбрать нужный инструмент.

Теперь можно начинать писать названия.

Сумо и дзюдо
Теннис и фехтование
Бильярд и гольф
Дартс

Придать стремление и действие надписи можно через наклон. Для передачи спокойствия и уверенности, наоборот, надпись должна быть ровной, без наклонов, равномерной.

Переход от регби к полёту:




На первом фото «Регби» получилось статичным, скучным, но уверенным видом спорта. Начал экспериментировать с наклоном и не заметил, как «Регби» стал слишком динамичным. Сверхзвуковое регби.

Если характер надписи не соответствует слову, то допустимо изменить не написание, а само слово.

Начал думать над другим словом. «Полёт» не подходит, потому что «О» — буква статичная, она тормозит любую активность. Выбрал слово «Лететь» и характер надписи совпал со значением слова:

Σ

Как передать характер в надписи? Сначала определяемся с тем, какие эмоции хотим передать. Выбираем инструмент и пробуем рисовать. Если не получается — берём другой инструмент.

Повторяем до тех пор, пока не получим нужный результат. В процессе слово и характер могут измениться, это тоже нормально.

°°°

Все занятия: первое, второе, третье, четвёртое и пятое, шестое.

Настройка шаблонов экспорта в Скетче

Раньше нарезанную графику для андроида сохранял с помощью специального плагина для Скетча. Даже хотел написать свой, чтобы сделать процесс ещё проще.

Начиная с 42 версии, у Скетча появилась возможность задавать шаблоны экспорта. С их помощью можно экспортировать иконки в нужных разрешениях без использования сторонних плагинов.

Шаблоны находятся в Sketch → Preferences → Presets:
Добавление шаблонов в Скетче

Добавил четыре шаблона:

  1. Экраны для айфона рисуем в 2x, поэтому при экспорте надо уменьшать и сохранять в .pdf
  2. Текущие проекты для андроида рисуются в XHDPI, но иногда необходимо экспортировать относительно других размеров. Относительно HDPI ещё не приходилось экспортировать, поэтому его нет в списке. Иконки для андроида храним в соответствующих разрешению папках: drawable-mdpi/drawable-hdpi/drawable-xhdpi/ и drawable-xxhdpi/

Шаблоны экспорта в СкетчеНастройки для шаблонов экспорта в Скетче

План

Задача
Рассказать про план развития дизайнера в первый год обучения. Поделиться полезными материалами для изучения дизайна мобильных приложений.

В прошлых заметках рассказал как определиться с целью и разделить её на задачи в Трело.

Все заметки:

  1. Цель
  2. Инструмент
  3. План

Цель

Год назад я занимался веб-разработкой. Помогал ребятам из Тинькофф банка программировать внутренние бизнес-процессы. В один момент осознал, что не развиваюсь больше года. С этим надо было что-то делать. В программировании дальше развиваться было не интересно, зато меня давно привлекал дизайн. Решил попробовать.

Цель прошлого года: стать дизайнером. Другими словами, за год я должен был каким-то образом устроиться на должность младшего дизайнера. И у меня это получилось. Как? Читайте дальше.

Уверен, что мой подход подойдёт не только тем, кто решил сменить профессию, но и новичкам во всём.

Теория

Практика — это хорошо, но ещё лучше когда есть теоретическая база. Не считаю себя гением в дизайне или человеком, который одарён особым видением этого мира.

Поэтому, прежде чем что-то делать надо было узнать что-то про дизайн.

В прошлом году читал книги, смотрел лекции из школы дизайна Яндекса, поступил в Школу мобильного дизайна и много практиковался. В этом году прошёл курс «Характер и эмоции в штрихе», где учился распознавать эмоции и выражать их в словах. С начала апреля начну заниматься генеративным дизайном. Для этого запишусь на курс «Cinema 4D. Basic Alchemy 2.0». О процессе обучения напишу отдельно.

Теперь по порядку.

Лекции

В первую очередь рекомендую посмотреть видео с лекциями. Считаю важным смотреть именно в том порядке, в котором они расположены в списке:

  1. Дизайн + 1
    Конспект, видео в трёх частях
  2. Школа дизайна 2015
    Конспект, видео записи лекций
  3. Школа мобильного дизайна 2016
    Процесс обучения, видео записи лекций

Людвиг замотивирует на развитие, а два курса Яндекса дадут отличную теоретическую базу для продуктового дизайнера мобильных приложений.

В процессе старайтесь конспектировать. Публиковал конспекты в блог, вы можете завести тетрадь. Всё как в школе: внимательно слушай, записывай и запоминай.

Когда посмотрите лекции, можно переходить к другим. На Uideo можно найти много полезных докладов про дизайн.

Видео с лекциями считаю первым приближением к дизайнерской практике. Из них запоминаешь только основные идеи и подходы. Никакой конкретики и частных случаев. Кажется, что всё понятно. Начинаешь делать — ничего не получается и появляется множество вопросов.

Книги

На одном уровне приближения с лекциями находятся книги. Там тоже теория и общие идеи, которые могут быть полезны на практике.

Из прочитанных в прошлом году книг самыми полезными оказались:

  1. Культура дизайна
    Книга бесплатная, доступна онлайн. Влад Головач простыми словами рассказывает про формирование дизайн культуры на протяжении жизни человечества. Из этой книги ты понимаешь, насколько обширна сфера дизайна. Отлично мотивирует на развитие.
  2. Пиши, сокращай
    Не про дизайн, но книга полезна для дизайнера. О том как писать понятно и интересно рассказывать о себе.
  3. Типографика и вёрстка
    Главная книга для начинающего дизайнера. Один шаг до практики. Всё по делу. Никакой воды и размышлений. Чёткий свод правил о том, как правильно верстать макеты. После прочтения книги можно смело начинать фигачить.

Курсы

На курсах теория тесно переплетена с практикой. Записи лекций хороши тем, что они находятся в бесплатном доступе. Бери и смотри.

Курсы стоят денег либо требуют пройти серьёзный отбор. Например, обучение на первой ступени в Школе Стажёров стоит 40 000 ₽, курс в Нетологии — 26 900 ₽.

Главное отличие лекций от курсов в том, что на курсе получаешь обратную связь. После каждого занятия идёт практическое задание. Выполняешь и показываешь преподавателю. Он проверяет, указывает на ошибки и идёшь переделывать. Теоретические знания перетекают в практические навыки.

  1. Школа мобильного дизайна
    Приём заявок до 24 апреля. Обучение бесплатное, иногородним оплачивают переезд в Москву и проживание в хостеле. Лекции и занятия проходят в офисе Яндекса. Требуется выполнить тестовое задание и пройти несколько этапов отбора.
  2. Школа Стажёров
    Набор был 30 января, следующий — летом. 40 000 ₽, требуется выполнить тестовое задание. Удалённо.
  3. Нетология
    Начало 31 марта, 26 990 ₽. Тестовое задание не требуется. Удалённо.

Практика

В первую очередь надо определиться с инструментом.

В первый год развития разбирался только со Скетчем. В этом году он стал основным инструментом работы. Сейчас разбираюсь с Иллюстратором и Фотошопом.

Скетч

Скетч доступен только на macOS, поэтому необходим Макбук. Если у вас его нет, то в качестве временного решения можно установить виртуальную машину с macOS.

Макбук сейчас стоит дорого, но не обязательно покупать новый. Для начала будет достаточно б/у ноутбука с Авито. Именно так я и сделал — купил Макбук Про середины 2012 года на Авито. Поставил SSD диск и добавил оперативную память до 16 Гб.

Старенький Макбук превратился в отличную рабочую машину. Сейчас пишу с него заметку.

Изучение Скетча начал с практики. Взял отпуск на неделю и сел выполнять тестовое задание для поступления в Школу мобильного дизайна. Чтобы разобраться с возможностями программы хватило одного дня. Интерфейс у Скетча простой. Мне помогли видеоуроки с Ютуба:

Вкус к прекрасному и поиск несовершенства

Каждое утро выделаю по 30 минут на просмотр новых работ с Дрибла и других дизайнерских сайтов.

Просматривая чужие работы, развиваю «дизайнерское чутьё». Стараюсь отвечать самому себе на вопросы: «Чем мне понравилась эта работа?», «Что тут не так?» и т.д.

Работы, которые понравились, собираю в коллекцию, которая хранится в Дропбоксе. Такая привычка у меня уже больше года. Только сейчас начал замечать, что реже сохраняю работы в коллекцию.

Взгляд стал находить в красивых работах мельчайшие недочёты, от которых интерфейс или изображение уже не кажется таким классным.

Коллекция дизайнаКроме просмотра референсов также полезно обращать внимание на дизайн окружающих предметов.

Пока идёте на работу, смотрите на вывески. Устраивают ли они вас по внешнему виду? Где нарушено правило внутреннего и внешнего? А может цвета подобраны неудачно или шрифт плохой?

Старайтесь придумать в голове решение лучше того, что только что увидели. Не обязательно так поступать каждый день и только этим заниматься на прогулке. Всё должно быть в меру.

Просто постарайтесь время от времени задумываться о дизайне и удобстве использования окружающих предметов. Некоторые идеи можно перенести в плоскость дизайна.

Общение

Конференции, митапы и лекции по дизайну хороши не только тем, что можно узнать что-то новое, но и тем, что познакомиться с новыми людьми.

Чтобы хорошо развиваться в профессии, необходимо общаться с носителями знаний. Поэтому первым делом подписался на многих дизайнеров в твитере и начал общаться с ними. После переезда в Москву стараюсь посещать дизайнерские мероприятия.

Список сообществ и мероприятий, которые помогут завязать новые знакомства в дизайнерских кругах:

Конкурсы

За три месяца поиска работы понял, что даже новичку без опыта работа необходимо портфолио. По нему вас будут оценивать.

Простой способ собрать портфолио — это участие в конкурсах.

Σ

Итак, что же теперь?

  1. Посмотреть Дизайн + 1, лекции из Яндекса: Школа Дизайна 2015, Школа мобильного дизайна 2016
  2. Прочитать книги «Культура дизайна», «Пиши, сокращай», «Типографика и вёрстка» и ещё сто книг после
  3.  Вступить в сообщества, подписаться на дизайнеров и постоянно общаться с ними
  4. Начать рисовать для конкурса или в рамках обучения на курсе
  5. Продолжать рисовать и собрать портфолио
  6. Устроиться на работу младшим дизайнером
  7. Рисовать, рисовать и ещё раз рисовать

Инструмент

Задача
Рассказать, как использую Трело для работы с целью. Поделиться правилами ведения доски и работы с задачами.

В прошлой заметке рассказал, как определиться с целью. Будет полезно, если уже прочитали книгу «Номер 1» и начали «Как привести дела в порядок».

Все заметки:

  1. Цель
  2. Инструмент
  3. План

На данный момент у вас уже должна быть сформирована цель на этот год. Например, стать дизайнером, сбросить лишний вес или выучить английский язык.

Как понять, какие задачи помогут реализовать цель? Когда решил взяться за изучение дизайна, я не знал, что точно нужно делать. Возможно, сейчас у вас такая же проблема.

Цель есть, а что делать дальше — непонятно. Мне помогло то, что начал спрашивать советы у дизайнеров, с некоторыми даже не был знаком.

После обучения в Школе мобильного дизайна вернулся домой в Оренбург и начал искать работу. В переписке Антон Карташов посоветовал собрать портфолио, в котором будет не менее пяти работ.

Поэтому одной из основных задач стало — набрать минимум пять работ в портфолио. Среди них в основном тестовые задания, что тоже неплохо. Писал отклики на вакансии или даже без вакансий. Просил дать тестовое задание и выполнял.

За выполнение тестовых заданий деньги мне не платили, но появилась возможность практиковаться и общаться с опытными дизайнерами. Это сильно помогло мне в развитии.

Среди ваших знакомых или людей, которых вы читаете в интернете, наверняка уже есть те, кто является для вас идеалом в том, чего вы хотите добиться. Напишите таким людям.

Просите рассказать их историю, а не просто дать совет. У таких людей есть свои дела. Вникать в вашу ситуацию сложно и потребует времени, а его у всех мало. Рассказать свою историю проще. Слушайте истории, делайте выводы и планируйте свою цель.

Пришло время разбить цель на задачи.

Что использовать?

Основной инструмент для работы с задачами — это Трело. Так выглядит моя доска:

Чтобы получить такую же доску, следуйте простым действиям:

  1. Создать доску
  2. Создать пять колонок
  3. Создать карточки с задачами

Для удобства использую не веб-версию сервиса, а клиент для Мака — «Paws for Trello». Он расширяет возможности сервиса: добавляет название к тегам и отображает количество карточек в колонке. Мелочь, а удобно.

У меня нет отдельных списков для повседневных дел. Они находятся на доске вместе с задачами для достижения цели. Когда все задачи в одном месте — меньше времени тратишь на переключение между списками дел.

Для работы с доской у меня есть чёткие правила. Колонки работают как конвейер. Такой подход позволяет эффективно работать с задачами.

  1. Все задачи
    В первую очередь добавляем задачи в эту колонку
  2. Квартал [▓░░░ ] (10)
    Выбираем 10 главных задач из общего списка и переносим в квартальный
  3. Неделя (5)
    Из квартальных задач берём 5, которые необходимо выполнить на этой неделе
  4. День (1)
    Концентрируемся на главной задаче, её берём из недельного списка
  5. Итоги
    Выполненные задачи не удаляем. Складываем их в итоговую таблицу, так удобнее следить за прогрессом

Теги

В Трело есть возможность указывать для карточек теги.

Использую только четыре тега: «год», «квартал», «покет» и «твитер». У первых двух смысл простой:

  1. Год
    Этим тегом отмечаю важные задачи на этот год. Они могут быть большими.
  2. Квартал
    Как вы уже догадались — это важные задачи, которые надо сделать в ближайшие три месяца

Карточки с тегами «покет» и «твитер» создаются автоматически через сервис IFTTT.

Как это работает? Ставлю лайк твиту, в котором есть интересная ссылка, чтобы не потерять его. Через некоторое время у меня в колонке «Все задачи» появляется новая карточка со ссылкой и тегом «твитер».

Зачем это нужно? Доска в Трело выступает как централизованная система хранения не только заданий, но и информации для изучения. Хранение задач и ссылок на статьи в Трело позволяет держать всё в одном месте. Не надо тратить время и отдельно пролистывать ленту в Покете или заходить в раздел лайков твитера.

Как настроить? IFTTT отключили возможность делиться своими «рецептами», поэтому покажу скриншот с настройками правил на примере твитера:

Старение карточек

В Трело есть улучшения для карточек. Рекомендую включить «Старение карточек» — карточки, которые не трогали больше недели, начинают «затухать». Хороший повод вспомнить о задаче.

Для включения зайдите в Меню → Улучшения → Старение карточек.

Как работать с задачами?

Сейчас всё готово для того, чтобы начать создавать задачи.

Каждую задачу стараюсь описать так, чтобы было понятно о чём она и зачем. К задаче могу вернуться через полгода, поэтому важно описать её понятным языком. При необходимости добавляю срок выполнения, ссылку или список.

Что если задача сложная? Как правило, такие задачи являются не только сложными, но и важными. Отмечаю их тегом «год». Для того, чтобы было проще понять, как выполнить задачу — дроблю её на более мелкие. Получается, что задача года — это микроцель в рамках цели на год.

В прошлом году такими микроцелями были обучение в школе Яндекса, составление портфолио из пяти дизайнерских работ и поиск работы. Пример сложной задачи в 2017 году:

Задачи бывают разные. Не все из них выполнять легко и весело. От вас требуется полная самоотдача.

Сложные задачи помогает решать техника управления временем.

Техника Помидора 🍅

Техника позволяет сконцентрироваться на выполнении задачи. В классическом помидоре 25 минут на задачу и 5 на отдых.

Для техники есть много полезных приложений. Использую Be Focused Pro:

Окно с таймером приложения Be Focused Pro

Когда я занимался веб-разработкой, то у меня были отрезки: 50 минут на работу, 10 на отдых. Сейчас у меня 30 минут на задачу и 10 на отдых. Выберите отрезки времени, которые подходят вам.

Помните, что каждая выполненная задача приближает к цели.

Σ

Итак, что же теперь делать? 

  1. Зарегистрироваться в Trello
  2. Создать доску и пять колонок
  3. Завести задачи, которые помогут двигаться к цели
  4.  Настроить создание карточек через IFTTT
  5. Начать действовать 🖖

°°°

В заметке рассказал о главных принципах работы с целью, но далеко не о всех. Если возникли вопросы — пишите в комментарии или в телеграм.

Следующая часть: План.