Саша Бизиков

Точка контакта: презентация

Авторы Алексей Каптерев и Алексей Бурба — консультанты и мастера презентаций.

Я занялся изучанием дизайна презентаций. Хочу разобраться в том, как передавать смысл в красивой форме. Начинаю разбираться в самых основах презентаций.

Авторы проводят ликбез по тому, что такое презентация, каких типов они бывают и из каких этапов состоит подготовка. Ниже можете прочитать мой конспект по этой книге.

Презентологу на заметку

Презентация — это способ коммуникации между вами и многочисленной аудиторией, как правило, с использованием визуальных средств: слайдов, распечаток, флипчарта или образца товара.

У каждой презентации должен быть главный предмет презентации. Без такого предмета у презентации нет смысла.

Например, «На WWDC представили новые модели iPhone». В данном случае предметом презентации был iPhone. Если бы Apple провели презентацию и ничего не представили, это был бы провал.

Поэтому перед началом работы, необходимо определить предмет презентации.

Типы презентаций

Презентации можно разделить на четыре типа:

Перед началом работы над презентацией было бы хорошо сначала узнать, как она будет демонстрироваться. От этого тоже будет зависеть содержимое слайдов:

Со спикером

Без спикера

На встрече важен выступающий, а слайды его поддерживают. В этой ситуации слайды должны быть простыми, наглядными и красочными. В идеале: одна картинка и одно предложение текста на слайдВ презентации для отправки по почте за вас «говорят» слайды. Текста в 2-3 раза больше, чем в презентации со спикером. Но простота, наглядность и красочность образов не приносятся в жертву перегрузке слайда. Вы отрезаете лишнее от того, что сказали бы устно

У всех типов презентаций есть одна главная ошибка, которую допускают при её подготовке — это отсутствие подготовки.

Хорошая

Плохая

Презентация, в которую инвестировано много времени, сил, эмоций, которые сделаны «на совесть»Презентация, которая сделана «на отвали», за пять минут на коленке. Разумеется, бывают яркие исключения, они останутся исключениями

Подготовка презентации состоит из трёх этапов:

  1. Сценирование
  2. Подготовка слайдов
  3. Репетиция

Сценирование

К этому моменту уже определён предмет презентации. Пришло время определить цель и составить структуру вашего выступления.

Хорошая цель отвечает на вопросы:

Пример цели из выступления Эла Гора об изменении климата:

Убедить, что глобальное изменение климата реально и предложить каждому сделать что-то для предотвращения его последствий
Эл Гор, «Неудобная правда»

После того, как определились с целью презентации, переходим к формированию структуры.

Структура — это последовательность тезисов. Правильная структура презентации представляет собой историю. Историю, в которой факты и акценты расставлены в такой последовательности, которая проведёт аудиторию через смену эмоциональных состояний, как это делают книги и кино.

Каша

Факты

История

  1. Меня зовут…
  2. Когда я ехал сюда…
  3. Дети в Африке…
  4. Моя компания делает X
  5. Моя собака…
  6. Спасибо
  7. Вопросы?
  1. Текущий рынок
  2. Наша доля рынка N
  3. Доля рынка конкурентов M
  4. Потенциал регионов XXX
  5. Инвестируем в них Z
  6. Планируем рост Y
  7. Спасибо
  8. Вопросы?
  1. Текущий рынок
  2. Пришел конкурент
  3. Продажи упали
  4. Выручка снизилась
  5. Но в регионах свободно
  6. Инвестируем в них Z
  7. Прогнозируем рост X
  8. Дайте денег

 

Когда рассказываешь истрию, то она содержит ответ на вопрос «что делать?». Когда рассказываешь сухие факты, то они просто остаются фактами и когда о них узнает зритель, то не понимает, что с ними делать. Поэтому вместо перечисления фактов лучше рассказывать историю.

Подробнее о проработке структуры презентации можно прочитать в книге «Мастерство презентации» от Алексея Каптерева. Уже добавил в список покупокРассмотрим из каких этапов состоит подготовка презентации-истории:

  1. ВступлениеЗадача вступления — установить контакт и убедиться, что все знакомы с предысторией и ключевыми словами. Вступление должно быть коротким, не стоит его затягивать
  2. МотивацияЗадача мотивации: озвучить цели и проблемы. Эта часть отвечает на вопрос: «Зачем аудитории все это слушать?». Пожалуйста, озвучивайте проблемы. Без них скучно
  3. РешениеВ этой части презентации предлагаем решение проблемы. Обычно здесь идет описание вашей идеи для изменений, или чего-то еще, что вы «продаете». Решение — самая длинная часть их всех остальных, для удобства её можно разбить на несколько блоков
  4. ФиналЗадача заключения: сделать так, чтобы люди вышли с четким ощущением того, что делать дальше. Резюмируем выше сказанное, повторите основные тезисы презентации. Предложите аудитории конкретный первый шаг, который они должны совершить

Подготовка слайдов

У каждого слайда должно быть своё предназначение. Если его нет, то и слайда тоже не должно быть. Слайд должен выполнять одну из основных функций:

  1. НапоминатьНапоминать спикеру, что нужно говорить. Именно напоминать, но он не должен зачитывать тест со слайда
  2. ВпечатлятьВпечатлять зрителей. Большие красочные фотографии или иллюстрации
  3. ОбъяснятьНа примере схем, схем в виде диаграмм
  4. ДоказыватьСтатистикой в виде графиков, столбчатых и прочих диаграмм

Лучше всего фокусировать внимание зрителя на чем-то одном Особое внимание стоит уделить заголовку слайда. Заголовок слайда должен быть крупным, лаконичным и по делу. Он является главной фокусной точкой на слайде. Если необходимо обратить внимание на чем-то другом, то заголовок делаем меньше, а нужный элемент — больше.

Чтобы слайд не вызывал впечатление неряшливости, необходимо соблюдать композицию: создать сетку и выравнивать элементы относительно направляющих.

Когда я начал работать над презентациями, то создал себе шаблон в PowerPoint, в котором настроил сетку на 4 колонки, теперь использую этот шаблон в работе над презентациями:

Репетиция

 В инстаграме IT-Agency можно посмотреть фото-трансляцию, она в сохраненных историяхДаже если презентация будет отлично подготовлена, то если человек, для которого вы ее оформили будет неуверенно вести себя и мямлить — презентация провалиться. Поэтому выступление важно отрепетировать.

Например, когда я готовился к выступлению с докладом «Развитие в профессии», то для начала репетировал один: после работы заходил в переговорку и закрылся на 30 минут. Рассказывал стене своё выступление. Пока рассказывал, то лучше запоминал что точно хочу рассказать и понимал, где у меня есть нестыковки в повествовании. Исправлял нестыковки, заново прогонял и так несколько вечеров.

За несколько дней до выступления пришёл к ребятам из IT-Agency и прогнал у них свою презентацию. Выступать перед живыми людьми было страшно, я сильно волновался. Зато в следующий раз, когда я выступал на конференции, то волновался меньше.

Как справиться с волнением?

Первое, что нужно сделать, это принять то, что волноваться — это нормально. Когда начинаешь ещё сильнее волноваться из-за того, что волнуешься, надо ещё раз себе сказать, что волнение — это нормально и сильнее из-за этого нервничать не стоит.

Следующий шаг — понять в чем заключается причина волнения. Отсутствие уверенности в тексте? Доказательная база слабая? Тогда стоит доработать презентацию, либо убрать те пункты, из-за которых вы можете провалить презентацию.

Я волновался во время репетиции в IT-Agency потому, что не был уверен, что мой доклад будет уникален и полезен людям. Как мне казалось, об этом и так уже все знают, зачем ещё раз об этом говорить? Но судя по большому количеству вопросов после прогона презентации, оказалось, что тема интересна и полезна.

Лучше всего рассказывать о том, во что сам веришь и в чем разбираешься. Если возможности повлиять на презентацию нет, но рассказывать надо, то рассказывайте так, будто вы уверены в этом.

Как отвечать на вопросы?

Вот вы и выступили со своим структурированным и отрепетированным докладом. Но это не конец. Сейчас вам начнут задавать вопросы.

Главная ошибка, которую люди делают при ответах на вопросы — они отвечают тому, кто спросил. Этого делать не нужно. Отвечайте всей группе сразу. Некорректно занимать время 30 человек ответом на вопрос, который интересен только вам двоим.

Как понять, отвечать на вопрос или нет? Посмотрите схему:

Σ

На этом всё. Как и сказал выше, книга не раскрывает занавес тайны величайших выступлений, а рассказывает о базовых основах при работе над презентацией.

Книга состоит всего из 57 страниц. Поэтому на её чтение много времени не уйдет. Она хорошо подходит для тех, кто с презентациями только начинает разбираться. Прям для меня.

Теперь при работе над презентациями буду больше внимания уделять структуре повествования.

Поделиться
Отправить
Отправить

Ещё заметки

Slide:ology, часть 2

Во второй части конспекта Slide:ology поговорим об основных правилах дизайна.

Slide:ology, часть 1

В первой части конспекта Slide:ology рассказываю сколько времени тратить на подготовку презентации, из каких частей состоит презентация и как подойти к генерации идей.

Вы сможете рисовать через 30 дней

Прошёл курс по рисованию от Марка Кистлера. Прошел я его год назад, но руки не доходили рассказать об этом в блоге. Поэтому исправляюсь.

Как читать, запоминать и никогда не забывать

Книга помогла ответить на некоторые из моих вопросов. В заметке приведу ответы на них.

Модульные системы в графическом дизайне

Давно хотел прочитать «Модульные системы в графическом дизайне». Считал, что её уже не продают. После защиты семестровых работ в БВШД наткнулся на магазин студии Лебедева. Оказывается, они её печатают и продают.

Пиши, сокращай

«Пиши, сокращай» относится к тем книгам, которые забиты практичными советами. В заметке расскажу как она помогла мне найти работу младшим дизайнером.

Культура дизайна

Прочитал книгу Влада Головача — «Культура дизайна». В заметке делаюсь цитатами с интерсными идеями о дизайне.

Правила Джобса

«Правила Джобса» раскрывают принципы, которыми руководствовался Стив Джобс при создании своих продуктов. Принципы помогут взглянуть на свою карьеру, компанию, клиентов и продукцию под другим углом. В заметке кратко описываю основные из них.

Мыслители прошлого: Анаксагор

Меня давно интересовала история древней Греции и биографии людей, которые жили в те времена. В заметке привежу краткую выдержку об Анаксагоре с цитатами из книги и своими комментариями к ним.

Сначала скажите «НЕТ»

Первая книга о переговорах, которую я прочитал. В заметку выписал важные советы из неё.

Яндекс.Книга

В заметке кратко расскажу о чём книга, но лучше самостоятельно прочитать её.

Сначала мобильные

В книге много воды, так что в заметке опишу только важные идеи и советы.

Ремоут

Книга отвечает на основные вопросы, которые ставит перед собой любой сотрудник или руководитель компании, перед тем как перейти на удалённую работу или разрешить своим сотрудникам так работать.

В заметке делюсь пересказом книги и своим опытом удалённой работы.

Наука Побеждать

В своих обзорах на книги я делюсь впечатлениями: своими словами, без использования цитат. К этой книге сложно применить такой подход, поэтому буду приводить цитаты. 

Высказывания Александра Васильевича буду интерпретировать относительно современной жизни и специфики диджитал индустрии.

Сырок

Александров рассказывает о своей жизни, наполненной авантюрами, глупыми ошибками и смешными историями.

Реворк

Книга поможет пересмотреть взгляды на работу и бизнес. Возраст и размер вашего дела не имеют значения. Каждый найдёт для себя пару интересных принципов, которые можно внедрить в работу.

Дизайн — это работа

Перечитал «Дизайн — это работа».

Доставляя счастье

Книга читается легко, как художественная. Тони описывает свою жизнь и приключения, которые он придумывал для себя, чтобы побороть скуку. В заметке делюсь интересными идеями из книги.

Правила прибыльных стартапов

Книга оказалась полезной, но до неё нужно было дорасти. Даже сейчас понимаю, что не дорос до неё, но половину понял. Через год ещё раз прочту.

Становление Стива Джобса

Делюсь впечатлениями и интересными фактами из книги «Становление Стива Джобса»

Прототипирование. Практическое руководство

В книге говорится о том, как с помощью прототипирования решать проблемы в самом начале жизни проекта, экономить время и средства при разработке.

Getting Real

Getting Real — подход для разработки проектов. Он поможет подойти к разработке с другой стороны, где у нас нет времени, больших средств и того, что, как нам кажется, требуется для проекта.

Номер 1

Делюсь впечатлениями от прочтения «Номер 1» Игоря Манна.

Скорочтение на практике

Недавно мне попалась на глаза книга «Скорочтение на практике», которая заставила отложить все остальные книги и взяться за её изучение. Сразу скажу, что до конца не дочитал, в конце заметки расскажу почему.

Дизайн привычных вещей

В первую очень книга будет полезна начинающим и практикующим дизайнерам, проектировщикам интерфейсов, программистам, а также подойдет и для людей, не связанных с миром высоких технологий, но которым интересен анализ взаимодействия с повседневными предметами.

Дизайн для реального мира

«Дизайн для реального мира» не совсем про дизайн как таковой, она скорее о философии дизайна в самом широком смысле этого слова. В процессе чтения нужно всегда помнить, что книга была написана в 1971 году.

Джони Айв — легендарный дизайнер Apple

Советую к прочтению всем, кто интересуется историей великих компаний и историей Apple в частности.

Как стать бизнесменом

Книга не новая, вышла два года назад и некоторая информация уже устарела.

Тем не менее в ней можно найти достаточно много интересных мыслей, особенно если вы начали читать её для того, что бы понять каково это.. быть в бизнесменом.

Миф о многозадачности

Рассказываю об очень короткой, но очень интересной и полезной книге от успешного бизнес-тренера Дэйва Креншоу.

Дизайн – это работа

Прочитал «Дизайн — это работа» и делаюсь интересными мыслями и цитатами из книги.

Я такой как все

Наверно, вы уже читали в моем твиттере о том, что я купил и начал читать книгу Олега Тинькова «Я такой как все». В заметке делюсь впечатлениями от прочтения этой книги.