33 знака на плёнку
С августа по октябрь в Питере можно было встретить инсталляции, посвящённые буквам кириллического алфавита. Выполнены они в рамках проекта «33 знака».
В сентябре месяц жил в Питере. Так что, успел объехать все буквы на велосипеде и поснимать на плёнку. Сейчас их уже не встретить, поэтому решил сделать заметку на память.
Сложно было поймать момент, когда рядом со знаком никого нет. Проходящие мимо люди останавливались, читали и потом шли дальше. И этот поток был нескончаемым, а от некоторых знаков было не отогнать детей. В общем получился этакий буквенный марафон уличной фотографии.
Над каждым знаком приведу соответствующую цитату автора, которая поможет уловить суть. К счастью, я додумался фотографировать таблички. Сейчас не только этих знаков нет, но и все QR-коды, которые на них были указаны —оказались не рабочими. Найти описание кажется невозможным.
Буквенный лабиринт
Начал свой маршрут от западного фасада «Манежа» у буквенного лабиринта, который построили Юрий Гордон и Александр Пунин. Говорят, если посмотреть на лабиринт сверху, то он будет похож на строчную «а».
Буква 3
За пару минут на велосипеде попал от лабиринта к первой букве — З.
Буква З привлекла меня простотой формы и сходством с цифрой. Несколько лет я исследовал возможности материализации межбуквенного пространства, началом этих исследований явилась идея преграды, через которую можно проникнуть.Важную роль в восприятии объекта З играет расстояние, с которого потенциальный зритель воспринимает объект. На расстоянии метра или полутора, буква не воспринимается, но зрителя не покидает ощущение, что некоего trompe-l'œil, обмана зрения, оптической иллюзии.
С большого расстояния буква вполне читаема. Своей задачей я вижу вовлечение зрителя в игру «найди, где спрятался зайчик», разгадывания этой задачки.
Юрий Штапаков
Юсы
Переехав Благовещенский мост отправился к Севкапель порту к знаку «Юсы», выполненного в виде большого водного игрального автомата. По нему у меня не сохранилось описание, помню там был чей-то диалог.
Но не расстраивайтесь, дальше ещё будет про большой и малый Юсы.
Буква Ц
Отправился по Васильевскому острову в сторону Петроградки и в Академическом саду встретил — Ц.
Напрасность и избыточность, непонятность — эти вещи характерны для клише о «загадочной русской душе». Но ведь это клише пришло не из пустоты? Вся эта подкопченная древнерусскость, болотца, родные избы и мхи на северных сторонах деревьев, все эти образы и даже запахи, чем-то отзываются и в образах тех старых букв.Именно язык и само его начертание дало стереотипам о русскости ту особую хтоническую форму, над которой сегодня только потешаться или пожимать плечами. Но почему-то не смешно.
Я думаю, что форма и вид языка — это тот же образ мышления, наподобие его отпечатка или карты. Буква «Ц», как рудимент, не присутствующий в латинице. И в ней есть своя тайная абсурдность.
Виталий Пушницкий
Буква Ф
Там же, но с другой стороны нашёл следующую букву. Она и правда оказалась одинокой.
Одинокая, неприметная, но тем не менее, уникальная и неповторимая буква Ф. Буква Ф долго не фигурировала в русском алфавите. И в нашем языке нет ни одного исконно славянского слова на эту букву.Даже Пушкин повсеместно пренебрегал замечательной буквой Ф. Например в «Песне о вещем Олеге» она не встречается ни разу. Помимо Пушкина, и Лермонтов, и Некрасов также редко включали Ф в свои произведения.
И именно потому что морфология русского языка несправедливо игнорирует Ф, я и решила сделать «Финт ушами» и создать этот Арт-объект. Пусть Фактически индиФФерентный Фокус Вашего взгляда заФиксируется на Фронтальной Фазе Фактурной Фигуры Ф!
Екатерина Филипенко
Буква Ю
Пара минут на велосипеде в сторону Петроградки и добрался до новой буквы, правда сначала я её не заметил и проехал мимо. Уж очень не заметной оказалась.
Это моя буква и моя подпись. Она самая неправильная во всём алфавите. Ю состоит из i + o и должна читаться [ё]. А всё потому, что когда-то это была лигатура из трёх букв: ioу. Со временем одна отпала — но не та. Главное отличие моей |———o от обычной — невозможно длинная шея. Когда она идет горизонтально, то заменяет целое слово.А если |———o поставить вертикально — она превратится в цветок. В мачту. В якорь. А если покрутит головой, может стать компасом и указать правильный путь. Такова лучшая и самая дурацкая из букв кириллицы.
Юрий Гордон
Буква Ы
На Петропавловской крепости оказалось ещё две буквы.
Оказывается, произношение звука Ы вызывает сложности практически у всех иностранцев. Удивительно, но при всей самобытности и выразительности этой буквы, в русском языке нет слов, начинающихся на Ы.А раз так, следовательно мы редко видим ее в логотипах, пиктограммах и вообще в графическом воплощении. Так родилась идея звукового объекта, своего рода интерактивного памятника не только этой русской букве, но и уникальному звуку, незаслуженно обойденному вниманием и славой.
Вслушайтесь — сколько необъятного простора в звуке ЫЫЫЫ! Сколько чувства! Звук Ы хочется не просто произносить, его надо петь, набрав полную грудь воздуха, вдумчиво и страстно!
Андрей Пунин
Буква Х
К сожалению, букву так и не увидел, хотя она вот же... совсем рядом. В тот день рядом с Х проводили какой-то концертик и её тупо прикрыли простыней. Обидно.
Работая над буквой Х, я думал о том, как в статичном объекте показать движение и динамику. Появилась идея, как разделить букву Х на конструктивные элементы-стрелки, показывающие направления движения.И, вот чудо, будучи выстроенными по периметру подиума, они дали эффект динамики. Вроде бы направлены в одну сторону против часовой стрелки, а смотришь на объект, и видишь, что его элементы направлены навстречу друг-другу.
Когда зритель обходит букву вокруг возникает эффект параллакса, когда передний план конструкции перекрывается с дальним. И неподвижный объект оживает и начинает двигаться!
Митя Харшак
Буква Ять
На петроградской набережной встретил следующую букву, вот Ять:
Мне очень жаль исчезнувших с появлением большевиков букв: ять, ижица, фита, и эта i в виде палочки с точкой — не помню как она называется.Для проекта «33 знака» я выбрал ять, попытавшись представить ее выброшенной за ненужностью. Она должна лежать на боку, быть сделанной из ржавого железа, и для пущего пафоса я бы хотел чтобы она была прострелена из маузера или нагана — как памятник большевистской чистки русского алфавита.
Александр Флоренский
Буква Ё
Вернулся в центр по Троицкому мосту и снова проехал букву, не заметив её. Посмотрите второе фото, ну правда, она вписалась так, что даже не заметно, что это арт-объект.
Придумать большую объёмную Ё мне было гораздо проще, чем написать текст. Честно говоря, каких-то особенных взаимоотношений с кириллицей у меня нет, буквы мне нравятся в принципе, а кириллические или латинские — всё равно.Я, как художник, смотрю на букву не как на единицу информации, а как на графический элемент, узор, или, ещё лучше, объект. И предложение, сделать из буквы скульптуру мне сразу показалось заманчивым, это вообще замечательная идея — создать объёмный алфавит.
Андрей Люблинский
Буква Юс большой
Недалеко от набережной реки Фонтанки встретил Юс. Пока рассматривал букву ко мне подошла пожилого вида бабушка и начала расспрашивать «а что это такое?». Под конец разговора предложила выпить вина из бумажной коробки, но я вежливо отказался, сел на велосипед и поехал к следующей букве.
Выбирая букву, я сразу предполагал возможности ее последующего объёмного решения. Исходное начертание буквы характерно для старославянской стилистики и мне было интересно поработать с современной интерпретацией начертания.Я отказался от засечек и тем самым упростил контур, сделав его более современным. Симметричная форма и наличие похожих элементов, повторяющихся радиусов в букве дали возможность перевода контура в необычную минималистичную форму.
Очень важно было сохранить в объекте возможность для зрителя считать четкий силуэт и одновременно с этим увидеть развитие формы в новом ракурсе.
Боремир Бахарев
Буква Ш
Единственная нормальная велодорожка в Питере проходит по набережной реки Фонтанки, вот по ней и доехал до буквы Ш.
Буква-инсталляция представляет собой композицию из арматурной сетки, формирующей куб. Некоторые из ячеек заполнены детскими пластмассовыми шариками, используемыми для заполнения сухих бассейнов, по принципу габиона.Помимо пространственной структуры в виде самой буквы Ш, заполнение шариками формирует дополнительную ассоциацию, по аналогии с детским букварем — Ш=Шарики или наглядной иллюстрации из Азбуки. Сама же объемная фигура, имеет такую пластику собственной конфигурации, при которой буква читается и воспринимается со всех сторон.
Андрей Воронов
Буква Ижица
Ижицу пришлось поискать. На Литейном проспекте много закоулков, один из них ведёт к музею Анны Ахматовой. Вот там во дворе и нашёл букву.
Ижица последняя буква в старославянском алфавите. Буква которую то исключали, то обратно возвращали в строй. Это разрывание связей с древним греческим первоисточником, отбрасывание рудиментов и в тоже время болезненный переход по эволюционной лестнице.Сама буква выглядит невероятно стоической. Напряжение выраженное в расколе двух элементов, мне напоминает ситуацию из сказки, где медведь защемил лапу в лесном пне, смешно и больно одновременно. Свою трансформацию буквы Ижица в объект я вижу как знак наполненный древним почвенным смыслом, некая яма в которой застрял беспомощный человек.
Александр Шишкин-Хокусай
Буква Юс малый
Прокатившись по велодорожке Фонтанки поехал через Московский проспект к Обводному каналу. Там нашёл классное место, съел хот-дог и посмотрел на малый Юс Покраса.
Рядом проходила интересная лекция про астронавтов, поэтому завис минут на 30, но потом поехал дальше, к последней букве маршрута.
Ю Ը _ М Å Ӆ ȴȷ Ӣ — фрагмент обломков современной культуры и письменности прошлого. Я констатирую слом социокультурных парадигм последнего столетия.Я призываю: работать с кириллицей через призму современной каллиграфии и переосмысления традиций — в этом огромный потенциал к развитию и изменению привычных нам Ґ Р Å φ Σ М.
Цель каллиграфутуристических работ и концепций — объединение различных мировых культур в новом понимании эстетики, баланса и гармонии через призму каллиграфии как художественной формы письма. Форма рождает контекст. Контекст стал Ƙ Ø Н Ƭ Σ Ƙ Ը Ƭ Ѻ M. Наш алфавит — весь мир.
Покрас Лампас
Буква Ь
Забавно, но буква находилась рядом с местом, в котором я месяц жил в Питере, и там проходила какая-то ярмарка. Ь не успевала отдохнуть от детей.
Среди всех ненормальных букв есть две самые ненормальные, никаких звуков не означающие — мягкий и твердый знаки. Знаки эти были соблазнительны еще и тем, что единственные из всех букв несли в себе указание на форму: мягкий и твердый.Я, конечно, выбрала мягкий: лучше смешное, чем страшное. Форму скульптуры хотелось сделать так: взять какую-нибудь полоску/кирпичик/колбаску, раз и скрутить. Однако просто — это не просто, потому что скрученная таким образом загогулина должна быть живым, и даже антропоморфным созданием — телесным, комичным, немного противным, немного неприличным, и может быть, совсем чуть-чуть страшноватым.
Марина Колдобская
Сань, а где остальные 19 знаков?
Не знаю. Я тоже был удивлён и во время поиска знаков словил когнитивный диссонанс между названием проекта и количеством знаков. Всего в проекте участвует 15 инсталляций, но я нашел только 14.
Знак «Я», который по идее находился на Севкабель порте — не нашёл. Сначала подумал, что это уловка такая. Мол «Я» не нашёл, читай как не нашёл себя, вроде как глубокий подтекст. Погуглил, оказалось что всё таки знак существует и выглядит как мангал. Видимо кто-то утащил на шашлыки.