Наука Побеждать
Автор Александр Васильевич Суворов. Впервые книга была издана в 1806 году, после неё было много переизданий. Прочитал версию для советского читателя, выпущенную в тираж в честь 250 летия со дня рождения автора книги — в 1980 году.
О книге узнал из «Сырка» Бориса Юрьевича Александрова. Бизнес и предпринимательство схожи с войной, поэтому суворовскую тактику можно применить к современному бизнесу.
Суворов великий полководец, который добивался побед. «Наука побеждать» по своему назначению и форме является наставлением по строевому и тактическому обучению войск.
В своих обзорах на книги я делюсь впечатлениями: своими словами, без использования цитат. К этой книге сложно применить такой подход, поэтому буду приводить цитаты. Высказывания Александра Васильевича буду интерпретировать относительно современной жизни и специфики диджитал индустрии.
Современнику на заметку
Каждый воин должен понимать свой манёвр
Высказывание Суворова можно отнести к любой профессии. Человек должен понимать, что он делает, и как работает то, на чём он это делает. Будь ты слесарь или программист — обязан знать как работает то, что ты делаешь и на чём делаешь.
В солдатах и офицерах Александр Васильевич воспитывал качества: инициатива, находчивость и сообразительность. Они важны для любого человека, даже спустя 210 лет.
Качества, несовместимые с суворовскими требованиями к солдатам и офицерам, также можно отнести к любому современному сотруднику компании: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казённое отношение к делу.
Суворов выделяет три основных принципа тактики.
Глазомер
Как в лагерь стать, как итти, где атаковать, гнать и бить
В прямом толковании это означает оценку обстановки начальником в результате проведённой на местности личной разведки.
На современный лад выражение Суворова можно понять иначе: как выбрать нишу или рынок для продукта, как его продвигать, какие использовать каналы сбыта, кто целевая аудитория и как можно до неё достучаться, как потеснить конкурента или вовсе выдавить из ниши.
Быстрота
Деньги дóроги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего
Суворов как никто другой понимал и ценил фактор времени на войне. Вы уже и сами поняли, что в бизнесе аналогично. Выпустил продукт на полгода позже — рынок заняла другая компания. Вход на него стал сложнее, конкуренция выше.
Десяток отломал – первый взвод, снимай ветры, ложись! За ним второй взвод, и так взвод за взводом. Первые задних не жди. Линия в колонне на походе растянется: коли по четыре, то в полтора, а по рядам – вдвое. Стояла на шагу – идет на двух; стояла на одной версте, растянется на две; стояла на двух – растянется на четыре. То досталось бы первым взводам ждать последних полчаса по-пустому
Главное в бизнесе — это как можно быстрее начать. Одно сделал — выкатил, проверил. Второе сделал — выкатил, проверил. Не нужно ждать, когда всё сделаешь. Первый взвод не должен ждать последний. Сейчас это называют MVP и Lean Startup.
Натиск
Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает
Команда должна быть сплочённой, помогать друг другу, во всём слушаться и доверять своему полководцу-руководителю. В этом случае работа будет слаженной, сильной и качественной.
В понятие натиска Суворов вкладывает и моральное содержание: неудержимый порыв вперёд, веру в силу своего оружия, чувство и сплочённость солдат.
Аналогично можно сказать относительно веры в свой продукт, ведь он — ваше оружие. Ваши солдаты — это дизайнеры, верстальщики и программисты.
Команда должна быть сплочённой, верить в свой продукт, а для этого лидер должен воодушевлять на подвиг и победу — завоевание рынка или его части за счёт натиска по всем фронтам: качество продукта, маркетинг, обратная связь, клиентоориентированность.
°°°
Элементы обучения боевой подготовки связаны с принципом: учить то, что требуется на войне. Принцип, важный для начинающих бизнесменов и предпринимателей. Учить на ходу то, что требуется: бухгалтерская отчётность, навыки переговоров, ораторское мастерство, умение сплотить людей и многое другое.
Чтобы быть эффективным солдатом, полководцем или программистом, нужно хорошее здоровье.
Солдат дорог. Береги здоровье! Чисти желудок, коли засорился. Голод – лучшее лекарство. Кто не бережет людей – офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет
Следи как за своим здоровьем, так и за здоровьем своих работников. Именно по этой причине Александров открыл свою клинику, где принимают частных пациентов, но главным образом она создана для поддержания здоровья работников и топ-менеджеров Бориса Юрьевича.
Как добиваться целей
Задача на атаку ставилась не вообще, а конкретно: атакуй первую неприятельскую линию, атакуй вторую линию, атакуй резервы!
210 лет назад понимали как добиваться целей, а ты до сих пор жалуешься, что не можешь найти время прочитать книгу? Стыдно должно быть.
Компании, которые добиваются успеха поступают так, как завещал Суворов: концентрируют усилия на одном виде деятельности, завоёвывают рынок и двигаются дальше.
Σ
Действуй быстро, будь решителен и исполнителен, следи за здоровьем своих работников, сплоти команду и добивайся поставленной цели путём дробления её на более мелкие.