Саша Бизиков

Конспект курса «Школа дизайна Яндекса 2015»

Закончил смотреть курс лекций школы дизайна Яндекса. В этой заметке будет конспект основных идей, а в конце — впечатления от курса. Если решили пройти видеокурс, то наберитесь терпения. Первые три лекции сложно воспринимать из-за скучного изложения, но в следующих всё отлично.

Школа дизайна Яндекса

Предполагается, что школа не для новичков и нужно иметь опыт в разработке дизайна интерфейсов, веб-сайтов или в смежных областях. Я разработчик и у меня нет опыта разработки дизайна интерфейсов, но для меня курс оказался интересным и полезным.

Курс посвящён процессу создания продукта: начиная с основ и общих сведений, заканчивая созданием прототипа и минимальной рабочей версией.

Дизайнеру на заметку

Создать хороший продукт в одиночку — задача сложная. Нужно уметь разбираться во многих областях, что невероятно сложно. Поэтому лучше работать в команде.

Продукт можно начать делать в одиночку, но в какой-то момент вы поймёте, что нужны новые люди и их экспертиза в той области, которую вы не знаете, но для роста продукта она жизненно необходима.

Важную роль в жизни продукта играет дизайнер, поэтому он должен соответствовать требованиям:

  1. Цельность
    Дизайнер должен уметь видеть всю картину целиком. Что происходит с проектом сейчас, что будет потом и куда всё идёт.
  2. Чувствительность
    Чувство прекрасного должно быть на максимуме, среди всех других членов команды. Дизайнер оценивает окружающий мир и подмечает несовершенство. Это качество способствует накоплению опыта и мотивирует делать лучше.
  3. Не стереотипность мышления
    Дизайнер не мыслит шаблонами, как обычный человек, это позволяет взглянуть на обычные вещи под не стандартным углом.
  4. Визуализация
    Мышление на уровне визуальных образов. Пока другие обсуждают, дизайнер уже представляет как этим пользоваться.
  5. Практикоориентированность
    Дизайнерское желание создавать вещи. Стремление двигаться к идеалу через итерации позволяет ему и остальным членам команды реагировать на результат и делать продукт лучше.

Мало сделать продукт, его ещё нужно вывести на рынок и за это тоже отвечает дизайнер. Дизайнер должен критически относиться к результатам. В том числе к своим.

Перед тем как разрабатывать для бренда продукт, нужно познакомиться с ним поближе: открыть ноутбук и воспользоваться продуктами этой компании. Ещё лучше — поработать в ней.

От идеи до продукта

Дизайнер продукта сопровождает его на всех этапах разработки и развития. Дизайн процесс состоит из многих этапов:

Дизайн процесс

Дизайн — это всё, начиная с идеи. Идея определяет дизайн. Ценность идеи очень важна. Существует несколько методов генерации идей:

Помните: ваша идея никому не нужна, пока вы не сделали из этого минимально рабочую версию.

Как понять, что стоит использовать именно эту идею, а не другую? С каждым днём растёт стоимость изменений. В конце процесса разработки изменить идею будет дорого. Надо стараться проверять работоспособность идеи и решения на старте проекта.

Ваше видение реализации проблемы может быть ошибочным. Важно опрашивать и узнавать мнение других. Абсолютного рецепта успеха нет. Ошибки постоянно происходят. Поэтому нельзя игнорировать проверку решений. Это позволит снизить риски и градус неопределённости. Тестировать можно любые идеи на любой стадии.

Принципы, которых следует придерживаться при доказательстве решений:

  1. Доказательство важнее мнений. Если не можете доказать, то это только мнение.
  2. Экспериментируйте чаще. Опыт понижает риск.
  3. Сначала проверяйте идеи, потом полируйте решение. Никому не нужен идеально вылизанный продукт, которым в итоге никто не будет пользоваться.
  4. Экспериментируйте, но помните о реальности.
  5. Сохраняйте своё видение.
  6. Знайте что является самым важным в продукте. Если это убрать, то продуктом не будут пользоваться. Тестируйте эту часть в первую очередь.
  7. Поймите своих пользователей. Только потом беритесь за решение проблемы.
  8. Обеспечьте измеримость. Исчисляйте проверки решений в одной системе координат, чтоб результаты можно было сравнивать и измерять.
  9. Проверяйте несколько раз самые важные моменты, те, от которых зависит жизнь продукта.

Каждая идея решает какую-то проблему. Сценарий определяет, как именно эта проблема будет решена. Если перед человеком нет проблемы, то незачем делать сценарий и реализовывать идею. В сценарии должна решаться проблема/боль. Сначала опишите решение проблемы в текстовом редакторе. Для этого можно использовать самые простые текстовые редакторы: iWriter, Заметки или Блокнот.

На этом шаге у нас есть гипотеза о том, как решить проблему.

Теперь нужно проверить гипотезу. Опишем наш эксперимент, который поможет установить работоспособность гипотезы.

Кажется, что … это сработает так ….
Чтобы проверить это, мы … сделаем так …
И измерим … вот эту метрику ….
Мы правы, если … метрика поведёт себя так ….

Проектирование опыта взаимодействия

Пользователи следуют трём основным моделям поведения:

Один пользователь может быть сразу в нескольких моделях поведения. В этом случае полезно описать профиль пользователя/персоны:

Персона … название персоны ….
Использует ваш продукт по причине того, что … мотивация персоны …,
в момент … когда и где …
и ожидает … цель персоны ….

Когда у нас есть сценарий использования приложения и профиль пользователя, который будет пользоваться продуктом, мы можем приступить к созданию прототипа.

Создание прототипа

Прототип — это упрощённая версия будущей системы. Он нужен, чтобы продать идею, объяснить логику, поведение, проверить удобство интерфейса, испытать продукт на себе и на других.

Инструменты для прототипирования:

Для дизайнера будет плюсом, если он умеет программировать. Программирование – это способ мышления и учась программировать вы учитесь думать, системно подходить к решению задач.

Жизненный цикл прототипа

Создание прототипа состоит из шагов:

SAMSUNG CSC

Каждый из шагов включает в себя три этапа: Создать → Показать → Понять. Если на одном из трёх этапов понимаем, что приняли неверное решение, то возвращаемся на шаг назад и корректируем гипотезу.

Прототип готов. Что дальше? Нужно презентовать его своей команде.

Презентация идей

Мало быть хорошим дизайнером. Нужно уметь презентовать свои решения и объяснять, почему ты сделал именно так.

Pitch Deck — краткий обзор бизнес-плана в виде презентации на 10-15 сладов, создаётся чтобы объяснить другому человеку чем вы занимаетесь и какова ваша цель. На слайд отводится одна идея. На каждый слайд уделяйте не больше минуты. Нужно верить, в то что говоришь во время презентации. Слова не должны быть пустыми.

Презентовать дизайн — это хороший способ сохранить идею. Нужно превратиться в автора идей. Продать и реализовать собственную идею сложнее. Если вы не можете сформулировать свою идею за 15 секунд, то оно не очень хорошая. Нужно ещё думать.

Между постановкой задачи и дедлайном надо как можно чаще коммуницировать с заказчиком. Иначе получится полная фигня. Заказчик должен участвовать в процессе создания дизайна. Вы можете вовлекать заказчика в процесс, ведь вы вместе решаете одну задачу.

Реализация решения

На этом шаге уже проведены исследования, готова концепция, сделан прототип продукта и защищён перед коллегами/клиентом. Пора приступать к разработке.

Убедитесь в том, что людям это действительно нужно. Чтобы это понять, ставьте счётчики. Они помогут понять, какие элементы работают, а какие нет.

На этапе реализации главное запуститься как можно быстрее. Ничего идеального не будет, будут обязательно какие-то ошибки, недочёты, и это нормально. Продукт не должен быть сразу идеальным. Продукт запускают для того, чтобы понять, каким он должен быть.

Дизайн без дедлайна не существует. Дизайн — это задача, у задачи обязательно должны быть сроки. Без срока вы будете заниматься перфекционизмом, а не решать задачи.

После реализации продукта работа дизайнера не заканчивается. Дальше — коммуникация, общение с пользователями.

Коммуникация — это не реклама, а более широкая сфера деятельности. Сначала определяем, к кому мы обращаемся, что хотим сказать, а потом — через какие каналы связи. Сообщение определяет канал коммуникации. С помощью коммуникации мы рассказываем о своём продукте, почему человек должен попробовать его.

Σ

Курс Яндекс.Дизайн будет полезен всем дизайнерам и менеджерам. Я увидел, как проходит работа над продуктом в крупных компаниях, таких как Яндекс. Преподаватели приводили много реальных примеров из проектов компании.

Отдельное внимание обратите на лекции Антона Шеина, их стоит смотреть внимательно.

°°°

Продолжение: Процесс выполнения тестового задания.

15 комментариев

  1. Илья Страйков 17 апреля 2016

    Да, лекции Антона самые полезные. Мечтаю, что однажды дизайнеров, рисующих макеты, не останется совсем.

  2. Александр Бизиков 17 апреля 2016

    Илья, так и будет.

  3. Alexander 22 апреля 2016

    Каша в голове

  4. Александр Бизиков 22 апреля 2016

    От курса Яндекс.Дизайн или от моей заметки?

  5. Антон Гришковецкий 24 апреля 2016

    Госпади — что за херню я только что прочитал?

  6. Александр Бизиков 24 апреля 2016

    Видимо то, в чём вы не разбираетесь. Иначе, поняли бы.

  7. Антон Гришковецкий 24 апреля 2016

    хорошо что вы у нас есть — понятливый и грамотный!

  8. Никита Гусев 25 апреля 2016

    Спасибо за краткое резюмирование курса 🙂

  9. Kir Surguchev 23 июня 2016

    Об этом рассказывал Тарас Шаров в прошлом году. Полезный материал. Для меня стала важной мысль «прогрессивном джепеге»

  10. Саша Бизиков 23 июня 2016

    Верно, курс Яндекс.Дизайн как я понимаю прошёл еще прошлым летом, но видео с лекциями выложили не сразу.

    Про прогрессивный джипег еще раньше говорили в бюро Горбунова 🙂 А так да, подход хороший.

  11. terno 13 января 2017

    Саш, нет такого сервиса Яндекс.Дизайн — от непривычки аж передёргивало :). Есть Школа дизайна Яндекса.

  12. Юля 2 марта 2017

    А что это такое? есть ссылки?

  13. Антоша Доппельгерц 17 марта 2017
  14. Антоша Доппельгерц 17 марта 2017

    Вы пишите, что поделитесь впечатлениями от курса, но в сама тексте только пересказ курса.
    Вы проходили курс онлайн?
    И почему вы искали работу 3 месяца после курсов?

  15. Саша Бизиков 17 марта 2017

    Антон, верно заметил, впечатлений тут мало, только в конце. Но это и не пересказ, а краткий конспект, выписал только самое главное, на мой взгляд. Пересказ же, занял бы намного больше места.

    Вы вероятно что-то путаете, после именно этого курса я не искал работу. Искал работу, после обучения в проекте Мобилизация. Почему 3 месяца? Потому что быстрее не получилось. Рад был бы прям через неделю устроиться, но никому не нужен дизайнер без опыта и портфолио.

🔒 Обсуждение закрыто

Ещё заметки

Простые советы про отношения с клиентами

В сентябре в парке Интуиции прошли «Нюансы управления» — это серия разговоров с гостями на тему, вы не поверите, нюансов управления. Законспектировал советы, которыми поделилась Люда Сарычева и публикую тут в виде заметки.

Конспект: создание рисунка на iPad и искусство цифровой иллюстрации

Посмотрел две лекции Фила Дунского про рисование иллюстраций и выписал основные тезисы.

Первые 90 дней в компании

С 5 декабря работаю младшим дизайнером в ФанБоксе. Пришло время составить список для развития навыков в рамках компании, разобраться во внутренних процессах и пройти испытательный период. Для этого посмотрел пару лекций и составил конспект.

Советы Сергея Чикина

Сходил на живые советы в бюро Горбунова. Сергей Чикин отвечал на вопросы про дизайн пиктограмм, а я записал несколько тезисов оттуда.

Конспект: Дизайн + 1

Посмотрел все части «Дизайн + 1». Половину лекции Людвиг рассказывает, как стать хорошим дизайнером, вторую половину отвечает на вопросы. Упорядочил информацию и составил конспект.

Правила работы с клиентом

Составил конспект по семинару Андрея Дьякова о правилах общения с клиентами.

Как защитить свою идею?

Конспект последней лекции «Start in Garage».

Прорабатываем модель стартапа

Конспект второй лекции «Start in Garage».

Как создать свой стартап?

Конспект первая лекции «Start in Garage».