Саша Бизиков

Дизайнер и руководитель

Подписаться

Культура дизайна

Автор Владислав Головач — сооснователь «Юзетикс», дизайн-бюро, специализирующегося на дизайне пользовательских интерфейсов и юзабилити-тестировании.

Культура дизайна

«Культура дизайна» — это путеводитель по истории дизайна. На простых примерах Влад объясняет роль дизайна в обществе разных исторических эпох.

Процесс изучения культуры дизайна требует много времени: найти нужные книги, купить их и прочитать. Влад не нашёл единого источника, где смог бы подчеркнуть значимые факты. Поэтому он написал книгу «Культура дизайна».

Дизайнеру на заметку

Про качество и цену продукта:

В результате дорогое одновременно опознается и по очень высокому качеству обработки, и по очень низкому. Подразумевается, что если что-то сработано грубо, это несомненно сделано человеком, труд которого стоит дороже труда машины и поэтому делает артефакт дизайна более ценным.

[…]

Фактически активность, эквивалентная тому, что в наше время называется дизайном, и сама была предметом роскоши и применялась только к предметам роскоши. Индустрия же роскоши и тогда, и сейчас обладала одним любопытным свойством: в ней чем дороже, тем зачастую лучше.

[…]

Производители тут же наводнили рынки ужасно исполненными товарами.

Человек может быть дизайнером, даже не задумываясь об этом.

Бессемер был инженером, Джилкрист работал в полицейском суде, Жаккар перепробовал много работ, пока не стал ткачом, все изобретатели ализарина были химиками. Дизайнерами они не были, но повлияли на дизайн больше, чем любые дизайнеры.

[…]

Опять все участники не были дизайнерами: Дэвис был портным, Хоу механиком, а Сундбэк инженером. Но их влияние на предметный мир невозможно переоценить.

Пример того, как открытие в области химии повлияло на дизайн одежды в России XXI века:

Например, «традиционная» русская одежда изобилует красным потому, что в 1868 году был синтезирован первый дешёвый красный краситель – ализарин (до этого все ходили в одежде из некрашеной ткани).

Про эффект маятника в дизайне:

Сразу после того, как нечто становится возможным, оно становится хорошим, модным и актуальным – а затем неминуемо плохим, затёртым и пошлым. После этого начинается маятник, т.е. возвращение этого нечто в актуальность с примерно одной и той же периодичностью, пусть и с затуханием.

Полезно следить за тем, что когда-то было актуальным. Вероятнее всего, скоро это что-то вновь вернется в моду:

Кроме того, с практической точки зрения полезно следить не только за тем, что актуально, но и за тем, что было неактуальным достаточно долго, т.к. с большой вероятностью оно войдёт в моду снова и тот, кто угадает, когда, получит много персональной пользы.

Как отличить профессионала от любителя:

Профессионал отличается от любителя тем, что он работает ради денег (что не отрицает удовольствия от работы). Любитель может не думать о КПД своей работы, о соотношении затраченного времени и усилий к результату. Работа же профессионала без забот о КПД очень быстро станет нерентабельной.

[…]

Вторая часть этой сентенции, «зарабатывать как можно больше» во многом связана не с профессионализмом дизайнера, а, например, со степенью его публичности.

Как выглядит процесс работы над дизайном:

Окружающие могут сколько угодно думать о дизайне, как о полёте души, когда дизайнер буквально порхает и творит, творит. Это представление, в общем и целом, неверно. Дизайнер порой работает, причём у этой работы есть две разных циклических модальности:
— Дизайнер судорожно чешет голову, пытаясь придумать решение.
— Дизайнер напряжённо и в спешке реализует придуманное решение, чтобы обнаружить, что оно работает хуже, чем хотелось бы, и нужно вернуться к этапу №1.

У начинающего дизайнера нет собственного мнения и вкуса. Со временем накапливается опыт. Дизайнер начинает мыслить самостоятельно. Появляется свой стиль.

Другая черта (особенно в отечественных реалиях) — искренняя вера не просто в алгоритм работы, а в незыблемость чужого пророческого алгоритма. Прочитал интеллектуально экономный дизайнер в книге (того же Чихольда), что висячие строки – грех и после этого висячие строки всюду вымарывает и ругает, даже если они делают страницу живее (такие случаи бывают).

В чём польза изучения истории дизайна:

С практической точки зрения всё это важно именно потому, что все методы экономии усилий бесполезны и глупы, если дизайнер не обладает общей профессиональной культурой. Без культуры вероятно или даже неизбежно следующее: дизайнер, выбирая традицию для освоения/наработки мастерства, выбирает плохую.

[…]

Дизайнер в поиске нового и лучшего бросает нарабатывать мастерство в традиции – и просто не научается делать в этой традиции что-то существенное. Вместо того, чтобы стать настоящим носителем традиции, он довольствуется лишь знанием её правил и технологии и не способен делать живые работы.

[…]

Дизайнер удовлетворяется одной единственной традицией – хотя определённая творческая свобода появляется только у тех, кто владеет двумя или больше.

[…]

Практика показывает, что совсем без традиции работать нельзя. Соответственно, если мы не хотим делать псевдо-работы (псевдо-классическую, псевдо-экологическую и т.п.), традиции надо учиться – что особенно актуально в России, поскольку из-за нашей истории в XX веке с традициями у нас довольно бедно.

[…]

Здесь культура дизайна собственно и проявляет себя. Технически грамотный дизайнер способен сделать технически валидный артефакт дизайна, например, макет книги или сайта. Однако не обладая дизайнерской, да и просто бытовой культурой, он не сможет снабдить артефакт цельным, непротиворечивым и не убогим высказыванием.

Σ

Книга читается за пару вечеров. После прочтения понял только одно: ничего не знаю о культуре и истории дизайна. Веб-дизайн обладает потрясающей родословной, полезно будет хотя бы ознакомиться с ней.

Если после прочтения книги у вас появится интерес к изучению истории дизайна, то задача автора выполнена.

°°°

Автор советует прочитать:

  1. «Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре»
    Краткий, но хорошо иллюстрированный список основных стилевых течений последних 150 лет.
  2. «Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года»
    Исследование эффектов дизайна относительно развития общества. Например, в главе о гигиене рассматривается влияние соответствующей идеологии на дизайн в начале XX века.
  3. «Искусство видеть»
    В книге разбирается и иллюстрируется изменение восприятия предметов искусства в зависимости от исторического и культурного контекста, действовавшего как в момент создания произведения, так и сейчас.
Поделиться
Отправить
Отправить

Нет комментариев

Ваш комментарий

Ещё заметки

Slide:ology, часть 2

Во второй части конспекта Slide:ology поговорим об основных правилах дизайна.

Slide:ology, часть 1

В первой части конспекта Slide:ology рассказываю сколько времени тратить на подготовку презентации, из каких частей состоит презентация и как подойти к генерации идей.

Вы сможете рисовать через 30 дней

Прошёл курс по рисованию от Марка Кистлера. Прошел я его год назад, но руки не доходили рассказать об этом в блоге. Поэтому исправляюсь.

Точка контакта: презентация

Занялся изучанием дизайна презентаций. Хочу разобраться в том, как передавать смысл в красивой форме. Для начала решил прочитать книгу «Точка контакта: презентация».

Как читать, запоминать и никогда не забывать

Книга помогла ответить на некоторые из моих вопросов. В заметке приведу ответы на них.

Модульные системы в графическом дизайне

Давно хотел прочитать «Модульные системы в графическом дизайне». Считал, что её уже не продают. После защиты семестровых работ в БВШД наткнулся на магазин студии Лебедева. Оказывается, они её печатают и продают.

Пиши, сокращай

«Пиши, сокращай» относится к тем книгам, которые забиты практичными советами. В заметке расскажу как она помогла мне найти работу младшим дизайнером.

Правила Джобса

«Правила Джобса» раскрывают принципы, которыми руководствовался Стив Джобс при создании своих продуктов. Принципы помогут взглянуть на свою карьеру, компанию, клиентов и продукцию под другим углом. В заметке кратко описываю основные из них.

Мыслители прошлого: Анаксагор

Меня давно интересовала история древней Греции и биографии людей, которые жили в те времена. В заметке привежу краткую выдержку об Анаксагоре с цитатами из книги и своими комментариями к ним.

Сначала скажите «НЕТ»

Первая книга о переговорах, которую я прочитал. В заметку выписал важные советы из неё.

Яндекс.Книга

В заметке кратко расскажу о чём книга, но лучше самостоятельно прочитать её.

Сначала мобильные

В книге много воды, так что в заметке опишу только важные идеи и советы.

Ремоут

Книга отвечает на основные вопросы, которые ставит перед собой любой сотрудник или руководитель компании, перед тем как перейти на удалённую работу или разрешить своим сотрудникам так работать.

В заметке делюсь пересказом книги и своим опытом удалённой работы.

Наука Побеждать

В своих обзорах на книги я делюсь впечатлениями: своими словами, без использования цитат. К этой книге сложно применить такой подход, поэтому буду приводить цитаты. 

Высказывания Александра Васильевича буду интерпретировать относительно современной жизни и специфики диджитал индустрии.

Сырок

Александров рассказывает о своей жизни, наполненной авантюрами, глупыми ошибками и смешными историями.

Реворк

Книга поможет пересмотреть взгляды на работу и бизнес. Возраст и размер вашего дела не имеют значения. Каждый найдёт для себя пару интересных принципов, которые можно внедрить в работу.

Дизайн — это работа

Перечитал «Дизайн — это работа».

Доставляя счастье

Книга читается легко, как художественная. Тони описывает свою жизнь и приключения, которые он придумывал для себя, чтобы побороть скуку. В заметке делюсь интересными идеями из книги.

Правила прибыльных стартапов

Книга оказалась полезной, но до неё нужно было дорасти. Даже сейчас понимаю, что не дорос до неё, но половину понял. Через год ещё раз прочту.

Становление Стива Джобса

Делюсь впечатлениями и интересными фактами из книги «Становление Стива Джобса»

Прототипирование. Практическое руководство

В книге говорится о том, как с помощью прототипирования решать проблемы в самом начале жизни проекта, экономить время и средства при разработке.

Getting Real

Getting Real — подход для разработки проектов. Он поможет подойти к разработке с другой стороны, где у нас нет времени, больших средств и того, что, как нам кажется, требуется для проекта.

Номер 1

Делюсь впечатлениями от прочтения «Номер 1» Игоря Манна.

Скорочтение на практике

Недавно мне попалась на глаза книга «Скорочтение на практике», которая заставила отложить все остальные книги и взяться за её изучение. Сразу скажу, что до конца не дочитал, в конце заметки расскажу почему.

Дизайн привычных вещей

В первую очень книга будет полезна начинающим и практикующим дизайнерам, проектировщикам интерфейсов, программистам, а также подойдет и для людей, не связанных с миром высоких технологий, но которым интересен анализ взаимодействия с повседневными предметами.

Дизайн для реального мира

«Дизайн для реального мира» не совсем про дизайн как таковой, она скорее о философии дизайна в самом широком смысле этого слова. В процессе чтения нужно всегда помнить, что книга была написана в 1971 году.

Джони Айв — легендарный дизайнер Apple

Советую к прочтению всем, кто интересуется историей великих компаний и историей Apple в частности.

Как стать бизнесменом

Книга не новая, вышла два года назад и некоторая информация уже устарела.

Тем не менее в ней можно найти достаточно много интересных мыслей, особенно если вы начали читать её для того, что бы понять каково это.. быть в бизнесменом.

Миф о многозадачности

Рассказываю об очень короткой, но очень интересной и полезной книге от успешного бизнес-тренера Дэйва Креншоу.

Дизайн – это работа

Прочитал «Дизайн — это работа» и делаюсь интересными мыслями и цитатами из книги.

Я такой как все

Наверно, вы уже читали в моем твиттере о том, что я купил и начал читать книгу Олега Тинькова «Я такой как все». В заметке делюсь впечатлениями от прочтения этой книги.