Саша Бизиков

Дизайнер и руководитель

Подписаться

Модульные системы в графическом дизайне

Автор Йозеф Мюллер-Брокманн (1914–1996) — графический дизайнер и преподаватель. Его работы являются образцом простоты в дизайне и тонкого использования типографики, формы, цвета. Они оказали влияние на многих современных дизайнеров.


Книга: Модульные системы в графическом дизайне

На сайте Студии Лебедева написано, что книги нет в продаже. Советую заглянуть в один из официальных магазинов.Давно хотел прочитать «Модульные системы в графическом дизайне». Считал, что её уже не продают. После защиты семестровых работ в БВШД наткнулся на магазин студии Лебедева. Оказывается, они её печатают и продают.

Купил, прочитал книгу. Поделюсь впечатлениями и интересными идеями.

На каждую тему представлены примеры макетов. Так как по размерам книга чуть больше листа А4, иллюстрации большие и подробные.

Текст и иллюстрации в модульной сетке
Примеры страниц с использованием модульной сетки

Дизайнеру на заметку

Йозеф описывает процесс работы над вёрсткой плаката, макета страницы книги и журнала. Часть посвящена вопросам типографики, так как она влияет на восприятие. Дизайнеру необходимо уметь разбираться в этих тонкостях, чтобы успешно выполнять свою работу.

Про сетки

Модульная система помогает дизайнеру рационально скомпоновать элементы на странице, но важно помнить: сначала содержание, а потом сетка.

Когда выполнял тестовое задание для Туту.ру, то попался в эту ловушку. Перед тем как определиться с элементами на странице, решил, что буду использовать сетку на 4 колонки. Только после этого начал добавлять и выстраивать элементы относительно колонок.

В результате получилась скучная страница с большими отступами между элементами:

Сетка для макета главной страницы Туту.ру
Сетка для макета главной страницы Туту.ру

При тщательном изучении любая задача требует специальную, именно ей подходящую модульную сетку. В первую очередь необходимо определиться, какие элементы будут на странице. Расположить их так, как необходимо относительно задачи. Только после этого в дело вступает модульная сетка, которая позволит добавить макету логичность и структуру.

Иллюстрация управляет вниманием читателя. Чем меньше различаются по величине иллюстрации, тем спокойнее выглядит оформление. Если необходимо выделить одну иллюстрацию среди других, то делаем её другого, большего или меньшего, размера.

Если иллюстрации расположены рядом, то они должны быть подобраны друг к другу. Иначе, возникает опасность того, что изобразительные формы одной иллюстрации будут мешать восприятию соседней.

Эскизы макетов с использованием модульной сетки в 32 клетки
Эскизы макетов с использованием модульной сетки в 32 клетки

Структурированный макет легче прочитать и запомнить. Дизайнеру важно помнить, что информация с ясно и логически расположенными заголовками, подзаголовками, текстами, иллюстрациями и подписями к ним не только быстрее и легче читается, но и откладывается в памяти.

Интересно, что модульную систему можно использовать при проектировании дизайна трёхмерных пространств: обозначить расположение мебели, светильников и вывесок в пространстве комнате.

Например, модульную систему используют при проектировании выставочных стендов.

Модульная структура трёхмерного пространства
Модульная структура трёхмерного пространства

Про типографику

Размер шрифта правильно называть кегль шрифта. Он соответствует числу пунктов, или как я понимаю, числу пикселей.

Правильно подобранный кегль шрифта делает текст удобным для чтения. Слишком маленький, как и слишком большой шрифт, читать утомительно. Для комфортного чтения длинного текста, в строке должно быть примерно 7-10 слов.

На удобство чтения также влияет и выбранный шрифт. Например, Таймс Нью Роман разработан специально для удобочитаемости, даже если он напечатан на плохой бумаге.

Шрифт Таймс Нью Роман разработан в 1932 году для газеты «Таймс»
Шрифт Таймс Нью Роман разработан в 1932 году для газеты «Таймс»

Глаз воспринимает длинные строки с напряжением, потому что на то, чтобы удерживать взгляд слишком долго на горизонтальной линии, уходит много сил; при короткой строке чтению мешает частый переход от строки к строке.

Интерлиньяж — это расстояние между строками. К длине строки и выбору расстояния между строками относиться надо внимательно. Они влияют на удобочитаемость текста. Слишком длинная строка или слишком узкое пространство между строками ухудшат восприятие текста.

Расстояние между строками влияет на скорость чтения. Важно правильно задать интерлиньяж. Так, чтобы при чтении глаз выделял только одну строку. Читать удобнее — глаза меньше устанут — читатель больше сможет усвоить, затратив меньше сил и времени.

При вёрстке большого текста важно помнить, что длинный текст должен не только иметь достаточно большой интерлиньяж, но и чётко делиться на абзацы. Для оптического выделения нового абзаца используется строка, абзацный отступ, инициал или капитель.

Примеры текста, набранные с разным кеглем шрифта и инерлиньяжем
Примеры текста, набранные с разным кеглем шрифта и инерлиньяжем

Σ

«Модульные системы в графическом дизайне» — это то, что нужно начинающему дизайнеру. Примеры, которые приведены в книге достаточно просты и понятны для восприятия.

Если коротко, то дизайнеру важно помнить:

°°°

Книгу хорошо дополняет интерактивный учебник от бюро Горбунова «Типографика и вёрстка».

Поделиться
Отправить
Отправить

13 комментариев

  1. Ildus 6 февраля 2017

    «Расстояние между строками влияет скорость чтения.» — «на» вроде пропущено. «Расстояние между строками влияет на скорость чтения. «

  2. Саша Бизиков 6 февраля 2017

    Спасибо, исправил.

  3. Anton Krivyakin 6 февраля 2017

    Из «Модульных систем…» получаются более конкретные выводы. В сетках все взаимосвязано, небольшое изменение кегля основного текста запускает цепную реакцию последовательного пересмотра всех остальных элементов на странице. Нельзя уменьшить модуль с иллюстрацией, но саму иллюстрацию и текст вокруг оставить без изменений. На то она и система.

  4. c1n1k 6 февраля 2017

    почему бы автору не привести типографику сайта к тому о чем написано в книге? 😉

  5. Саша Бизиков 7 февраля 2017

    Какие проблемы в вёрстке страницы ты видишь?

    В каждую строку помещается 10-11 слов, расстояние между строками кажется удобным. Заметка имеет структуру: основной заголовок, подзаголовок и мелкие темы, с выделением полужирным. Фотографии не конфликтуют между собой, т.к посвящены одной теме — книге.

    Над чем точно стоит поработать, так это над сносками (особенно в мобильном виде), ещё могут быть проблемы с отображением шрифта в Хроме и ИЕ на Виндоус.

  6. Саша Бизиков 7 февраля 2017

    Прочитал, но смысла не понял. Это критика к автору книги, впечатления от книги.. или что?)

  7. Anton Krivyakin 7 февраля 2017

    Поделился собственным выводом из «Модульных систем…», что взаимосвязанность типографики и сетки — главная идея книги. Твой вывод («Типографика — важная часть дизайна, в которой должен разбираться дизайнер») подходит почти под любую книгу о дизайне.

  8. c1n1k 7 февраля 2017

    Высота строки и длина всё таки не комфортные, для меня по крайней мере. А по длине строки, для меня более уместно считать не количество слов, а символов — 40-80.

  9. Саша Бизиков 7 февраля 2017

    Ты пока первый, кто сказал, что ему не комфортно читать заметки. Возможно, это специфические личные предпочтения. Если читаешь с Сафари, попробуй включить режим чтения. Может удобнее станет.

    Как дела с остальными сайтами? Тебе удобно их читать или тоже есть проблемы?

  10. Саша Бизиков 7 февраля 2017

    Верно, типографика и сетки тесно связаны между собой и каждому дизайнеру было бы неплохо разобраться в этом.

  11. c1n1k 7 февраля 2017

    У меня win10:) и я ни к чему не призываю, а так делюсь впечатлениями, можешь их отбросить как единичный случай.

    Остальные сайты нельзя сравнивать, там ведь другой шрифт, кернинг и высота строки

  12. Саша Бизиков 7 февраля 2017

    Пришли пару ссылок на сайты, читать которые тебе удобно) Хочу посмотреть, может у меня действительно плохое расстояние между строками.

  13. c1n1k 7 февраля 2017

    да обычно медиум, медуза, гитхаб:)

Ваш комментарий

Ещё заметки

Slide:ology, часть 2

Во второй части конспекта Slide:ology поговорим об основных правилах дизайна.

Slide:ology, часть 1

В первой части конспекта Slide:ology рассказываю сколько времени тратить на подготовку презентации, из каких частей состоит презентация и как подойти к генерации идей.

Вы сможете рисовать через 30 дней

Прошёл курс по рисованию от Марка Кистлера. Прошел я его год назад, но руки не доходили рассказать об этом в блоге. Поэтому исправляюсь.

Точка контакта: презентация

Занялся изучанием дизайна презентаций. Хочу разобраться в том, как передавать смысл в красивой форме. Для начала решил прочитать книгу «Точка контакта: презентация».

Как читать, запоминать и никогда не забывать

Книга помогла ответить на некоторые из моих вопросов. В заметке приведу ответы на них.

Пиши, сокращай

«Пиши, сокращай» относится к тем книгам, которые забиты практичными советами. В заметке расскажу как она помогла мне найти работу младшим дизайнером.

Культура дизайна

Прочитал книгу Влада Головача — «Культура дизайна». В заметке делаюсь цитатами с интерсными идеями о дизайне.

Правила Джобса

«Правила Джобса» раскрывают принципы, которыми руководствовался Стив Джобс при создании своих продуктов. Принципы помогут взглянуть на свою карьеру, компанию, клиентов и продукцию под другим углом. В заметке кратко описываю основные из них.

Мыслители прошлого: Анаксагор

Меня давно интересовала история древней Греции и биографии людей, которые жили в те времена. В заметке привежу краткую выдержку об Анаксагоре с цитатами из книги и своими комментариями к ним.

Сначала скажите «НЕТ»

Первая книга о переговорах, которую я прочитал. В заметку выписал важные советы из неё.

Яндекс.Книга

В заметке кратко расскажу о чём книга, но лучше самостоятельно прочитать её.

Сначала мобильные

В книге много воды, так что в заметке опишу только важные идеи и советы.

Ремоут

Книга отвечает на основные вопросы, которые ставит перед собой любой сотрудник или руководитель компании, перед тем как перейти на удалённую работу или разрешить своим сотрудникам так работать.

В заметке делюсь пересказом книги и своим опытом удалённой работы.

Наука Побеждать

В своих обзорах на книги я делюсь впечатлениями: своими словами, без использования цитат. К этой книге сложно применить такой подход, поэтому буду приводить цитаты. 

Высказывания Александра Васильевича буду интерпретировать относительно современной жизни и специфики диджитал индустрии.

Сырок

Александров рассказывает о своей жизни, наполненной авантюрами, глупыми ошибками и смешными историями.

Реворк

Книга поможет пересмотреть взгляды на работу и бизнес. Возраст и размер вашего дела не имеют значения. Каждый найдёт для себя пару интересных принципов, которые можно внедрить в работу.

Дизайн — это работа

Перечитал «Дизайн — это работа».

Доставляя счастье

Книга читается легко, как художественная. Тони описывает свою жизнь и приключения, которые он придумывал для себя, чтобы побороть скуку. В заметке делюсь интересными идеями из книги.

Правила прибыльных стартапов

Книга оказалась полезной, но до неё нужно было дорасти. Даже сейчас понимаю, что не дорос до неё, но половину понял. Через год ещё раз прочту.

Становление Стива Джобса

Делюсь впечатлениями и интересными фактами из книги «Становление Стива Джобса»

Прототипирование. Практическое руководство

В книге говорится о том, как с помощью прототипирования решать проблемы в самом начале жизни проекта, экономить время и средства при разработке.

Getting Real

Getting Real — подход для разработки проектов. Он поможет подойти к разработке с другой стороны, где у нас нет времени, больших средств и того, что, как нам кажется, требуется для проекта.

Номер 1

Делюсь впечатлениями от прочтения «Номер 1» Игоря Манна.

Скорочтение на практике

Недавно мне попалась на глаза книга «Скорочтение на практике», которая заставила отложить все остальные книги и взяться за её изучение. Сразу скажу, что до конца не дочитал, в конце заметки расскажу почему.

Дизайн привычных вещей

В первую очень книга будет полезна начинающим и практикующим дизайнерам, проектировщикам интерфейсов, программистам, а также подойдет и для людей, не связанных с миром высоких технологий, но которым интересен анализ взаимодействия с повседневными предметами.

Дизайн для реального мира

«Дизайн для реального мира» не совсем про дизайн как таковой, она скорее о философии дизайна в самом широком смысле этого слова. В процессе чтения нужно всегда помнить, что книга была написана в 1971 году.

Джони Айв — легендарный дизайнер Apple

Советую к прочтению всем, кто интересуется историей великих компаний и историей Apple в частности.

Как стать бизнесменом

Книга не новая, вышла два года назад и некоторая информация уже устарела.

Тем не менее в ней можно найти достаточно много интересных мыслей, особенно если вы начали читать её для того, что бы понять каково это.. быть в бизнесменом.

Миф о многозадачности

Рассказываю об очень короткой, но очень интересной и полезной книге от успешного бизнес-тренера Дэйва Креншоу.

Дизайн – это работа

Прочитал «Дизайн — это работа» и делаюсь интересными мыслями и цитатами из книги.

Я такой как все

Наверно, вы уже читали в моем твиттере о том, что я купил и начал читать книгу Олега Тинькова «Я такой как все». В заметке делюсь впечатлениями от прочтения этой книги.