Сначала мобильные
Люк Вроблевски — предприниматель, бывший директор по дизайну в Яху. Автор двух книг, одна из которых посвящена мобильным приложениям.
В Чили есть пустыня Атакама, в некоторых её частях не было дождя уже больше ста лет.В предисловии автор обманул меня и всех читателей, сказав, что книга короткая и без воды. Оказалось не так. Воды в ней столько, что хватит на всю Атакаму. Ниже опишу только важные идеи и советы.
Книга издана в 2012 году. Люк пишет, что «рынок мобильных устройств растёт сумасшедшими темпами». В апреле 2016 года консалтинговая компания АйДиСи выпустила отчёт о том, что за первый квартал 2016 года было продано 334,9 млн смартфонов. Похожие показатели были ровно год назад — тогда было реализовано 334,3 млн. Прирост составил 0,2% — это говорит о том, что рынок начинает стагнировать.
Несмотря на то, что за четыре года данные в книге устарели, она содержит полезные советы по созданию мобильной версии сайта, нативного и веб- приложения.
На заметку
На экране размером 320 на 480 пикселей нет места для лишних элементов, поэтому дизайнерам необходимо избавляться от избыточных элементов и оставлять только те, которые помогают решить наиболее важные для пользователя задачи — в этом суть подхода «Сначала мобильные».
Всё изменилось 29 июня 2007 года, когда Стив Джобс поднялся на сцену и представил аудитории первый Айфон.

До появления айфона были распространены КПК — карманные персональные компьютеры. Пользоваться ими было сложно, поэтому устройства не получили большого внимания у обычных пользователей, а оставались устройствами для гиков.
КПК можно было управлять только через стилус. Элементы на экране маленькие, в спокойной обстановке попасть в них затруднительно. Об использовании на ходу или во время поездки в общественном транспорте и говорить не приходится.

С появлением айфона у людей появилась возможность удобно пользоваться всеми возможностями смартфона: кроме стандартных звонков и СМС, можно было фотографировать, выходить в интернет и главное — устанавливать на него приложения из специального магазина.
Контекст использования
Мобильность заставляет нас задуматься и ответить на вопрос: «это точно должно отображаться?».
На экране смартфона необходимо представить только тот набор элементов, который решает наиболее важные для бизнеса и клиентов задачи.
Ограничения помогают дизайнерам и разработчикам сосредоточить внимание только на важных деталях продукта.
Стандартный пользователь мобильного приложения — это человек, который находится у себя дома
Место использования влияет на дизайн. Разработчики мобильных приложений представляют пользователя как спешащего куда-то по оживлённой улице бизнесмена, но по результатам опросов это не так. 84% опрошенных людей пользуются мобильными устройствами дома.
Представьте, что у пользователя всего лишь «один глаз и один палец» и вы поймёте, почему дизайн для мобильных устройств должен быть простым.
Джош Кларк описал модели в книге
«Куда следует нажимать»Джош Кларк выделил три основные модели ситуаций, когда человек использует мобильное приложение: «Микрозадачи», «Ориентирование на местности» и «Мне скучно». Использование мобильных устройств обычно предполагает один из следующих видов взаимодействия:
- Проверка, статус. «То, что для меня важно, постоянно изменяется или обновляется, и я хочу быть в курсе». Относится к микрозадачам, которые могут выполняться на уровне привычки.
- Поиск. «Мне нужен ответ прямо сейчас». Часто связано с местоположением пользователя, ориентирование на местности.
- Изучение, развлечение. «У меня есть немного свободного времени, я хочу отвлечься». Такие действия выполняются во время ожидания, например по дороге на работу, когда скучно или нечем заняться.
Проектирование и разработка
«Прототипирование» поможет понять, как создать прототип мобильного приложенияЧто сделать перед тем, как начать разработку?
Определитесь, что считать самым важным. Ответ на поставленный вопрос позволит понять, что должно загружаться и отображаться в первую очередь.
При разработке мобильных приложений, Люк предлагает руководствоваться правилом: контент всегда должен иметь приоритет над навигацией. Сначала это правило мне показалось странным, но потом я понял его, сейчас расскажу.
Контент — король, навигация вторична
Автор пишет, что «многие мобильные сайты, даже Фликр и Бэйскемп начинают диалог с пользователями не с контента, а с элементов навигации». Пользователь должен получить нужную ему информацию как можно быстрее. Поэтому навигация вторична. На экране достаточно вывести простой заголовок, сообщающий, на чей сайт вы зашли, а всю навигацию свести к одному действию: клик по иконке.

На сайтах и приложениях вместо навигационных панелей, которые могут и не потребоваться пользователям, должна находиться полезная информация.
Элементы в мобильной версии сайта должны быть большими, чтобы удобно было нажимать пальцем и не промахиваться.
Важное правило мобильных интерфейсов: чем важнее выполняемая задача, тем крупнее должна быть зона касания, — только тогда людям с «одним глазом и одним пальцем» будет удобно пользоваться вашим сайтом или приложением.
Рекомендации
Выбрал девять главных советов, которые стоит учитывать при разработке веб-приложения или мобильной версии сайта.
- Эпл рекомендует, чтобы размер зоны нажатия составлял не меньше 44 × 44 пункта.
- Сообщите браузерам, что вы потратили время и силы для адаптации сайта под мобильные устройства. Для этого достаточно указать мета-тэг
<meta name="viewport" content="width=device-width"> - Когда речь идёт о прикосновениях к экрану мобильного устройства, следует придерживаться принципа «чем больше, тем лучше».
- Действие отмены или удаления вынесите за пределы зоны комфорта пользователя.
- Упростите ввод данных, применяйте типы ввода, атрибуты и маски.
- На форме ввода данных полей должно быть как можно меньше. Если нельзя сократить, то разбейте форму на несколько шагов.
- Отключайте автоматическое добавление прописных букв (атрибут autocapitalize) при вводе адресов электронной почты, паролей, веб-адресов и других данных, где важен регистр.
- В третьей версии ЦСС появились большие возможности для создания красивой анимации, но не стоит ей увлекаться на мобильных устройствах. Анимация может повлиять на производительность и скорость отображения сайта.
- В мобильной версии сайта не стоит делать кнопку «Назад», в нативном приложении такая кнопка допустима.
Разработчикам веб-приложений советую прочитать книгу «Веб-программирование для мобильных устройств»Представь, что ты ждёшь поезд. Поезд, который увезёт тебя в будущее. Считаешь, что он вот-вот прибудет к перрону. Слышишь голос дежурного, но он объявляет не о прибытии, а об отправке поезда на следующую станцию.
Рынок мобильных технологий — это локомотив, который уверенно двигается вперёд. Тебе осталось найти открытую дверь вагона и успеть зайти в неё до отправки к следующей точке назначения.
Не откладывай на завтра изучение основ мобильных технологий. Не бойся начинать с малого. Тебе не нужно знать о мобильных технологиях всё. Возьми с собой то, что уже знаешь, и начинай делать. В процессе будешь изучать то, что необходимо.
Книга будет интересна дизайнерам, разработчикам и менеджерам, у которых мало опыта в создании мобильных продуктов.
