Саша Бизиков

Прошёл курс «iOS-программирование для дизайнеров»

ЗадачаНаучиться работать в Xcode: узнать основы разработки мобильных приложений для iOS, научиться делать прототипы и разобраться с анимацией.

С 4 по 13 июля я проходил «iOS-программирование для дизайнеров» — это курс для дизайнеров, которые хотят разобраться в том, из чего состоит разработка мобильного приложения для айфона.

Автор курса Антон Ловчиков — дизайнер из Злых Марсиан. Было четыре занятия, каждое по два с половиной часа. Ещё была домашка: сделать калькулятор.

В этой заметке расскажу, чему научился.

К концу курса у меня получилось написать калькулятор, который умеет выполнять простые арифметические действия:

В нём много недочётов. Калькулятор не умеет выполнять многие функции, которые есть в стандартном приложении, но это не главное. Главное — благодаря работе над калькулятором я разобрался, как работать с Xcode и усвоил материалы занятий.

Процесс создания приложения:

История изменений калькулятора
  1. Накидал кнопки и текстовое поле
  2. Задал названия для кнопок и действий
  3. Настроил стили и констрейнты
  4. Начал работать с кодом: задал границы кнопок, добавил обработку нажатий и логику вычисления значений
  5. Добавил градиенты для областей клавиатуры, настроил правильные отступы для кнопки «0» и текстового поля при разных размерах экранов
  6. Добавил историю вычислений

Теперь подробнее.

Констрейнты

Для смартфонов на iOS есть три размера экранов:

  1. 640×1136
    iPhone 5, 5c, 5s, SE
  2. 750×1134
    iPhone 6, 7
  3. 1220×2208
    iPhone 6 Plus, 7 Plus

Под каждый размер экрана необходимо настроить правильное поведение элементов, чтобы было красиво как на SE, так и на 7 Plus. Для этого нужны констрейнты. С их помощью можно сказать компилятору, каким образом должны задаваться размеры элементов и их положение на экране.

Например, все квадратные кнопки калькулятора имеют ширину 25% от ширины экрана и соотношение сторон 1:1.

Так выглядит мой калькулятор на разных экранах:

Настройка адаптивности элементов на экране

Констрейнты для калькулятора начинал делать три раза. Первый раз накидал все кнопки. Получилось быстро и красиво. Добавил сразу все констрейнты, появилась куча ошибок, запутался и начал сначала.

Во второй раз добавлял кнопки по очереди. Получилось долго, кропотливо, но результат получился нормальный. На разборе домашки Антон дал пару советов как можно ещё лучше настроить адаптивность приложения.

Для закрепления материала создал новый проект и ещё раз добавил кнопки и констрейнты. На этот раз до меня наконец-то дошла вся магия. И это классно!

Выглядит немного страшно, но если разобраться — всё просто.

Программирование

В 2014 году компания Apple выпустила язык программирования Swift. Раньше приложения писали на Objective-C. Он сложный и запутанный.

Swift — это легкий и понятный язык программирования. Удивился, насколько быстро вник в него. Кроме языка программирования необходимо уметь работать со стандартными библиотеками, которые используются для написания приложений под iOS, watchOS, macOS и tvOS.

Пример кода приложения:

Можно увидеть, как сделал отступы для кнопки «0» и текстового поля, в зависимости от размера устройства. Выглядит понятно и просто, особенно если знакомы с JavaScript.

Пример по сложнее. Задаю градиент для правой панели калькулятора.

Пример кода

Быстрый прототип

В Xcode можно делать не только полноценные приложения, но быстрые прототипы. Нарезаем дизайн экрана на картинки и вставляем их в Image View. Настраиваем анимацию и переходы.

Прототипирование в Xcode похоже на смесь Principle и Framer Studio.

В Principle можно быстро накидать кликабельный прототип и настроить анимацию появления элементов на экране. Если необходимо сделать что-то по сложнее, например, с вводом данных, Principle не подойдёт. А вот Framer Studio справится с этой задачей.

Проблема в том, что придется изучать два инструмента.

В Xcode можно сделать как простой прототип, так сложный. Большим плюсом прототипов в Xcode является то, что исходники проекта можно передать разработчикам и им не нужно устанавливать новый для них инструмент и разбираться в нём.

Они просто открывают привычный для них проект в Xcode и вытаскивают оттуда необходимые значения анимации, элементы и внедряют их в своё приложение.

Σ

Какую пользу вынес для себя:

  1. Понял, как происходит настройка адаптивности в мобильном приложении на стадии разработки. Буду стараться заранее продумывать дизайн элементов таким образом, чтобы разработчикам было проще адаптировать дизайн на все разрешения экранов.
  2. Узнал основы программирования на Swift: классы, наследование, прототипы и делегирование.
  3. Увидел, как можно делать быстрые прототипы в Xcode. Это не так уж и сложно. В следующих своих задачах попробую сделать прототип в Xcode. Посмотрим, что на это скажут разработчики.

Что дальше?

  1. Сделать своё небольшое мобильное приложение: нарисовать дизайн, запрограммировать и выложить в AppStore.
  2. Найти похожий курс, но про Java и Android Studio, чтобы понимать, как разрабатываются мобильные приложения под Android.

°°°

Спасибо Антону за полезный курс и спасибо за то, что отвечал на вопросы в нашем учебном чате, даже в полпервого ночи.

Если вам стало интересно разобраться, как делают мобильные приложения для iOS, подпишитесь на почтовую рассылку на странице курса.

Когда Антон определится с датой второго набора, вам придёт письмо.

°°°

Курс непростой. В начале нас было десять человек. К третьему занятию добралось только пятеро. На последнем было только двое.

Если хотите записаться на следующий набор — подготовьтесь.

  1. Выделите время на лекции и домашку. Занятия начинались в 19:00 по московскому времени. Как раз после окончания рабочего дня. Некоторые учащиеся пропускали занятия из за того, что в это время ехали домой в метро. Во время занятий я закрывался в переговорке на работе. Домой уходил только в 23 часа, но это того стоило. Поэтому спланируйте свой день так, чтобы на время лекции вы были в комнате и вас никто не отвлекал. Многие не успевали делать домашку, так как на работе аврал. Постарайтесь договориться, что во время учебы не сможете работать сверхурочно. Постарайтесь эффективней выполнять задачи во время рабочего дня. Используйте помидорки. Отложите второстепенные занятия: твитер, общение в фэйсбуке, удалите инстаграм. Занятия шли по вторникам и четвергам. В среду вечером занимаешься домашкой, которую показываешь в четверг. На курсе между занятиями только одни выходные и лучше всего посвятить их работе над домашкой. Другого времени разобраться в новом материале не будет. Отговорки «сделаю потом» — не работают.
  2. Заранее подучите Swift. Если у вас есть небольшой опыт в программировании хоть на каком-то языке, то всё нормально. У меня есть опыт работы с JavaScript, этого хватило, чтобы понять основы Swift. Если опыта нет, заранее разберитесь с основами языка. Так проще будет воспринимать материал на занятиях. Советую посмотреть:
    • «Язык программирования Swift» от Hexlet
      Рахим Давлеткалиев в коротких видео рассказывает о возможностях языка. На примерах объясняет как работают операторы, массивы, классы и т.д.
    • The Swift Programming Language от Apple
      Официальная книга про Swift от Apple. Если владеете достаточным знанием Английского языка, почитайте.

Успехов!

2 комментария

  1. Alexei Minaev 18 июля 2017

    Вот это круто! А помимо калькулятора еще чему-нибудь учат? Я помню как давно-давно, когда учился в школе и только начал изучать программирование, то одной из поделок был примитивный графический редактор под MS-DOS.

  2. Саша Бизиков 18 июля 2017

    Антон на занятиях вообще не рассказывал как делать именно калькулятор. Он рассказывал как работать с констрейнтами, что такое классы, наследование, какие доступны элементы для использования и т.д.

    Работа над калькулятором была скорее как возможность подумать головой и применить полученные знания на практике.

🔒 Обсуждение закрыто

Ещё заметки

Итоги по годовому курсу графического дизайна Bang Bang Education

Рассказываю о процессе обучения на годовом курсе графического дизайна, делаюсь впечатлениями и результатами.

Верстка книжных и журнальных разворотов

На курсе нужно было сверстать книгу. Для вдохновения пересмотрел книги и журналы, лежавшие в библиотеке и подборка получилась такой классной, что решил поделиться с вами.

Как руководить дизайнерами

Прошёл небольшой курс на Bang Bang Education от Кости Горского «Как руководить дизайнерами». В заметке поделюсь впечатлениями от курса.

Лайфлист дизайнера презентаций

За последние два года я сверстал 91 презентацию. Все они сделаны в рамках ФанБокса и по понятным причинам показать их не могу. Зато могу поделиться списком материалов, которые стоит изучить, чтобы научиться делать презентации.

Развитие в профессии

Выступил с лекцией «Развитие в профессии» на конференции UWDC 2018 в Челябинске.

Тайпетербург, 2017

5 и 6 августа я был в Санкт-Петербурге на конференции шрифтового дизайна Тайпетербург. В этой заметке поделюсь впечатлениями и выводами.

Как поставить обучение на поток при небольшом количестве времени

Отвечаю на вопрос читательницы о том, как у меня устроен процесс обучения.

Дизайн-просмотр за три минуты

Смонтировал видео с форума «Дизайн-просмотр», который прошёл 29 и 30 апреля в Москве.

Характер и эмоции в штрихе, итоговое занятие

Последнее занятие курса «Характер и эмоции в штрихе». В качестве итоговой работы взял фразу «Автостопом по галактике».

Характер и эмоции в штрихе, четвёртое и пятое занятия

На четвёртом и пятом занятиях курса «Характер и эмоции в штрихе» занимались композицией фразы.

Лайфлист дизайнера, 2017

В этом году необходимо научиться быстрее выполнять задачи, рисовать красивые интерфейсы в Скетче, а иконки в Иллюстраторе и развить навык креативного мышления. Составил список, в котором каждый из пунктов поможет чуть-чуть развить необходимый навык, который поможет мне в развитии.

Характер и эмоции в штрихе, третье занятие

На третьем занятии курса «Характер и эмоции в штрихе» мы учились передавать характер вида спорта через его название. В конце расскажу, как у меня «взлетело» регби. Лучше всего сразу писать на белом листе бумаги. Так проще будет отсканировать и использовать в Фотошопе. Перед тем как начать писать название вида спорта, хорошо было бы понять, что оно означает. Чем

Настройка шаблонов экспорта в Sketch

Раньше нарезанную графику для андроида сохранял с помощью специального плагина для Скетча. Даже хотел написать свой, чтобы сделать процесс ещё проще.

План

Третья часть из серии заметок про составление плана развития на год. Описываю как составить план развития дизайнера.

Инструмент

Вторая часть из серии заметок про составление плана развития на год. Подробно рассказываю какие инструменты использую для составления плана развития.

Цель

Первая часть из серии заметок про составление плана развития на год. Описываю как сформулировать перед собой цель.

100 книг для дизайнера

Книги могут быть не связаны напрямую с дизайном, но они важны для развития в профессии. Прошелся по спискам книг, которые советуют ведущие дизайнеры и составил свой список из 100 книг, которые будут полезны дизайнеру.

Характер и эмоции в штрихе, второе занятие

Второе занятие началось с проверки домашних работ. Необходимо было подумать над своим животным и придать ему характер.

Характер и эмоции в штрихе, первое занятие

Записался на курс «Характер и эмоции в штрихе», который рассчитан на 6 занятий по 3 часа. На каждое занятие буду составлять заметку с впечатлениями и результатом. Будет интересно посмотреть на прогресс.

Первые 90 дней в компании

С 5 декабря работаю младшим дизайнером в ФанБоксе. Пришло время составить список для развития навыков в рамках компании, разобраться во внутренних процессах и пройти испытательный период. Для этого посмотрел пару лекций и составил конспект.

Тестовое задание для RedMadRobot

Выполнил тестовое задание на вакансию дизайнера-стажёра для RedMadRobot. Попробовал Фреймер в деле, получил отказ и поставил новую цель. В конце расскажу, зачем публикую описания дизайн-процессов.

Сайт для Сергея Сичкар

Задизайнил и сверстал блог для Сергея Сичкара. В заметке описываю процесс работы.

Кристал — просмотр дизайна на Андроиде

Нашёл для Андроида приложение, которое позволяет просматривать макеты из Скетча.

Концепт главной страницы сервиса Туту.ру

Выполнил тестовое задание для Туту.ру. В заметке расскажу о задаче, что сделал для её решения и покажу результат.

Опыт покупки MacBook Pro

В апреле купил MacBook Pro, середины 2012 года. Не новый, а с рук. В заметке кратко поделюсь основными наблюдениями и полезными ссылками.

Мобилизация, итог обучения

10 августа презентовал проект организаторам Школы. В начале недели стали известны результаты.

Мобилизация, четырнадцатый день

В четверг Юра Подорожный закрыл серию лекций в Школе мобильного дизайна рассказом про работу в команде.

Мобилизация, с восьмого по тринадцатый дни

Последние пять дней были насыщенными: узнал про инструменты для создания прототипов, мастерство презентации, писал во Фреймер Студии, узнал подробнее про развитие продукта и как исследовать интерфейсы.

Мобилизация, седьмой день

Вечером прошла лекция по прототипированию. Даша Старицына и Сергей Томилов рассказали для чего нужны прототипы, как их используют в Яндексе, привели примеры из реальных задач.

Мобилизация, пятый и шестой день

Прошло две лекции и два семинара, поэтому опишу впечатления по прошедшим дня. Они были насыщенными.

Мобилизация, четвертый день

Нам начали рассказывать про особенности проектирования интерфейсов под мобильные устройства.

Мобилизация, третий день

Сегодня у нас был первый день с семинаром. После лекции о генерации идей мы приступили к практике.

Мобилизация, второй день

В начале недели у нас была вводная лекция. О том дне писать не стал, т.к раскрывались организационные моменты. Появилось понимание того, что всё серьезно. Будет не до отдыха.

Мобилизация, первый день

Вчера в инстаграме написал о том, что буду делиться впечатлениями и подводить итоги дня от обучения в Школе дизайна Яндекса. Первый день в школе Мобилизации был насыщенным и состоял из тренингов, в заметке подвёл итоги дня.

Процесс обновления главной страницы

Задизайнил и сверстал главную страницу своего сайта. В заметке описываю процесс.

Школа мобильного дизайна: результат поступления

В конце апреля выполнил тестовое задание для поступления в Школу мобильного дизайна, прошёл интервью и получил письмо с результатом.

Школа мобильного дизайна: процесс выполнения тестового задания

С начала года выполняю лайфлист дизайнера и обучение в Школе мобильного дизайна — отличная возможность для входа в новую профессию.

Поэтому решил выполнить тестовое задание и в заметке описал процесс выполнения задания.

Лайфлист дизайнера, 2016

Составил список материалов, которые нужно изучить чтобы стать дизайнером. Конечно, не без практикических заданий.