100 книг для дизайнера
ЗадачаПрочитать 100 книг, которые помогут в развитии навыков, важных для дизайнера.
Книги могут быть не связаны напрямую с дизайном, но они важны для развития в профессии. Это книги по переговорам, маркетингу, продуктивности, психологии и другим областям, которые присутствуют в работе дизайнера.
По каждой книге прочитал отзывы и рецензии, поэтому в «100 книг для дизайнера» попали не все книги из списковСписок составил по рекомендациям Артемия Лебедева, Людвига Быстроновского раз и два, Тимура Бурбаева, Андрея Дьякова и школы Стажёров. Также использовал разделы магазина Студии Лебедева: теория дизайна, типографика, графический дизайн, промышленный дизайн, и подборки с сайта «Манн Иванов и Фербер»: «Лучшие книги для творчества», «13 книг, которые должен прочитать каждый дизайнер».
Если читать по 20 книг в год, то все книги из списка можно прочитать за пять лет.
Книги
- «Моя жизнь, мои достижения», Генри Форд
МИФ, Магазинус - «Стив Джобс», Уолтер Айзексон
Озон, Магазинус - «Реворк. Бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон
МИФ, Магазинус - «Дизайн для реального мира», Виктор Папанек
Озон, Д. Аронов - «Дизайн — это работа», Майк Монтейро
МИФ - «Культура дизайна», Владислав Головач
Онлайн - «Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь», Джон Маэда
Озон, Магазинус - «Джони Айв. Легендарный дизайнер Эпл», Линдер Кани
МИФ - «Сначала скажите «НЕТ»», Джим Кемп
Озон - «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман
Озон - «Модульные системы в графическом дизайне», Йозеф Мюллер-Брокман
Озон, Магазинус - «Ководство», Артемий Лебедев
Онлайн, Магазинус - «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов и Людмила Сарычева
Озон, Альпина - «Типографика и вёрстка», Артём Горбунов
Онлайн - «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера», Ян Чихольд
Озон, Магазинус - «О шрифте», Эрик Шпикерманн
МИФ - «Дизайн: форма и хаос», Пол Ренд
Озон, Магазинус - «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология», Георгий Щедровицкий
Озон, Магазинус - «Цель: процесс непрерывного улучшения», Элия Голдратт и Джефф Кокс
Озон, Магазинус - «Дилемма инноватора», Клейтон М. Кристенсен
Озон, Магазинус - «Малый бизнес: от иллюзий к успеху», Майкл Э. Гербер
Магазинус - «Чему вас не научат в дизайн-школе», Фил Кливер
Озон, Магазинус - «Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу», Адриан Шонесси
Озон, Магазинус - «Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах», Майкл Джанда
Озон, Магазинус - «Пинбол-эффект», Джеймс Бёрк
Озон, Магазинус - «Русская модель управления», Александр Прохоров
Магазинус - «Облик книги», Ян Чихольд
Озон, Магазинус - «Типографика», Эмиль Рудер
Озон - «Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем», Джеф Раскин
Озон - «Философия дизайна», Герман Цапф
Озон, Магазинус - «Экономист под прикрытием», Тим Харфорд
Озон - «Антихрупкость», Нассим Николас Талеб
Озон, Магазинус - «Черный лебедь», Нассим Николас Талеб
Озон, Магазинус - «Дизайн в культуре XX века 1945–1990», Владимир Аронов
Озон, Магазинус, Д. Аронов - «Гейзер в голове», Марио Прикен
Озон, Магазинус - «Мысли о дизайне», Пол Ренд
Озон, Магазинус - «История дизайна», Шарлотта Филл и Питер Филл
Озон, Магазинус - «Невидимый дизайнер», Джон Сибрук
Озон, Магазинус - «Графический дизайн. Базовые концепции», Эллен Луптон
Озон, Магазинус - «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», Пьер Байяр
Озон, Магазинус - «Почему мы покупаем, или как заставить покупать», Пако Андерхилл
Озон, Магазинус - «Договориться можно обо всем!», Гэвин Кеннеди
Озон, Магазинус - «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров», Джим Кэмп
Озон, Магазинус - «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги
Озон, Магазинус - «Представление информации», Эдвард Тафти
Онлайн - «Настольная книга газетного дизайнера», Тим Харровер
Амазон - «Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе», Чарлз Дахигг
Озон - «Объекты желания», Адриан Форти
Озон, Магазинус - «Огилви о рекламе», Дэвид Огилви
Озон - «Профессия — иллюстратор», Натали Ратковски
Магазинус, МИФ - «Антрополог на Марсе», Оливер Сакс
Озон, Магазинус - «Мигрень», Оливер Сакс
Озон, Магазинус - «Найти идею», Генрих Альтшуллер
Озон, Альпина - «Нога как точка опоры», Оливер Сакс
Озон - «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики», Оливер Сакс
Озон - «Лестница жизни. Десять великих изобретений эволюции», Ник Лэйн
Озон, Магазинус - «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир», Крис Фрит
Озон, Магазинус - «Микробы хорошие и плохие», Джессика Снайдер Сакс
Озон, Магазинус - «Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир», Пенни Лекутер и Джей Берресон
Озон, Магазинус - «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми», Вилейанур Рамачандран
Озон, Магазинус - «Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста», Герц Франк
Магазинус - «Думай медленно… Решай быстро», Дэниел Канеман
Озон, Магазинус - «Невидимая горилла, или история о том, как обманчива наша интуиция», Кристофер Шабри и Даниэл Саймонс
Озон, Магазинус - «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях», Лоуренс Гонсалес
Озон, Магазинус, МИФ - «100 новых главных принципов дизайна», Сьюзан Уэйншенк
Озон, Магазинус - «Новые направления в проектировании компьютерных систем», Джеф Раскин
Озон - «Книга на книжной полке», Генри Петроски
Озон, Магазинус - «Синтаксис современного русского языка», Нина Валгина
Озон - «С помощью дизайна», Ральф Каплан
Озон, Магазинус - «Судите сами. Как отличить хороший дизайн от плохого», Чип Кидд
Озон, Магазинус - «Вы сможете рисовать через 30 дней», Марк Кистлер
МИФ, Озон - «Покажи свою работу!», Остин Клеон
МИФ, Озон - «Воплощение идей», Скотт Белски
МИФ - «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
МИФ, Озон - «Психология влияния», Роберт Чалдини
Озон, Питер - «Агрессия», Конрад Лоренц
Озон - «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней», Нил Шубин
Озон - «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина
Магазинус, МИФ - «Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи», Лоуренс Лич
Магазинус, Альпина - «Штрих. Теория письма», Геррит Ноордзей
Магазинус, Д. Аронов - «Типографика. Порядок и хаос», Владимир Лаптев
Озон, Магазинус - Справочник издателя и автора, Аркадий Мильчин и Людмила Чельцова
Озон, Магазинус - «Универсальные принципы дизайна», Уильям Лидвелл, Критина Холден и Джилл Батлер
Озон, Магазинус - «Тайные знания коммерческих иллюстраторов», Яна Франк
Магазинус - «Карандаш. История создания и другие подробности», Генри Петроски
Магазинус - «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века», Стивен Хеллер и Сеймур Чваст
Озон, Магазинус - «Живая типографика», Александра Королькова
Озон - «Не заставляйте меня думать!», Стив Круг
Озон - «Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре», Лакшми Бхаскаран
Озон - «Искусство видеть», Джон Бергер
Литрес - «Основы стиля в типографике», Роберт Брингхерст
Озон, Д. Аронов - «Искусство цвета», Иоханнес Иттен
Озон, Д. Аронов - «Искусство формы», Иоханнес Иттен
Озон, Д. Аронов - «Искусство как рeмесло», Бруно Мунари
Озон, Д. Аронов - «Фантазия», Бруно Мунари
Озон, Д. Аронов - «Рисуем дерево», Бруно Мунари
Озон, Д. Аронов - «Психбольница в руках пациентов», Алан Купер
Озон - «Об интерфейсе», Алан Купер
Озон - «Ружья, микробы и сталь», Джаред Даймонд
Озон
Если какую-то книгу из списка читали и она вам не понравилась, напишите комментарий. Если вы читали книгу, которая помогла вам в развитии, но её нет в списке — напишите в комментарий и расскажите почему её стоит прочитать каждому дизайнеру.
Σ
Важно помнить, что в книгах описана теория, которая не сделает из вас дизайнера.
Стать хорошим дизайнером можно только через практику. Поэтому расстановка сил: 20% на чтение книг, 80% на практику и освоение навыков.
Очень тяжело далось «Оргуправленческое мышление» Щедровицкого. Написана языком и в терминах Теории управления. Будучи не подготовленным к такому непростому изложению, многие мысли перечитывал по три-четыре раза.
Книга — запись лекций Щедровицкого для управленцев промышленных отраслей производства. Переложить его опыт и идеи на себя я не смог.
Хочу перечитать в 35–40 лет.
Ты не мог бы поделиться с тем, как ты читаешь книги? Рассказать о каких-то личных фишках при чтении, выборе литературы и ее отсеве?
Да, конечно могу.
Разделяю книги на ситуации, в которых удобно читать:
1. На работе. Читаю книги по дизайну. Когда есть свободные 30 минут между задачами — открываю книгу и читаю. Сейчас у меня небольшой перерыв, хочу сначала опубликовать рецензии на уже прочитанные книги. После продолжу читать книги из списка.
2. В метро. Читаю художественные книги, в основной фантастика или биографии людей. Если на работе читаю только бумажные книги, то в дороге читаю с Киндла.
3. В дороге. Когда иду пешком или еду в метро. Начал слушать аудиокниги с недавно купленного iPod Classic. Полезно чередовать форматы: читать/слушать. Вносит в жизнь разнообразие и позволяет не уставать от книг.
Есть классная книга «Скорочтение на практике» bizikov.ru/books/skorochtenie_na_praktike/. Она научила меня отказываться от чтения книги: «если после пары глав, книга не зацепила, бросай и начинай читать следующую». Это нормально. Раньше, я мучился, пытаясь читать книги, которые не нравятся. Это отнимает время.
Книги выбираю довольно просто: есть любимые темы, например фантастика, биографии, саморазвитие, дизайн, маркетинг, предпринимательство, и ещё всякие. Открываю Читай-Город, Литрес, сайт МИФ'а и просматриваю новые книги, либо подборки и топы. Что понравилось — откладываю в Эверноут. Через месяц-другой возвращаюсь к книге, если до сих пор хочу прочитать — значит надо читать. Задержка в месяц не страшна, т.к на этот момент есть другие книги, которые уже прошли выдержку временем.
А как ты применяешь прочитанное из профессиональной или саморазвивающей литературы? Прочитал, записал, пробуешь применить как можно быстрее? Или как? Ты частично затрагивал эту тему в посте про Скорочтение, но хотелось бы узнать подробнее данный процесс. Не запоминание, а процесс осознания и применения.
Биография и автобиография Бенджамина Франклина! Мне понравилось гораздо больше автобиографии Форда. Живой язык, многое применительно даже сейчас
Спасибо, надо почитать! Люблю биографии 🙂
Чтобы лучше запомнить идеи из книги, я пишу на них рецензии bizikov.ru/books/. Получается, что когда читаю книгу, то стараюсь выписывать или делать пометки на самых интересных моментах. Когда готовлю заметку, прохожусь по этим идеям, прогоняю «через себя» и получается рецензия. Повторяя эти идеи — лучше запоминаю.
Не всегда всё можно применить сразу. Некоторые идеи служат на долгосрочную перспективу. Мне нравится читать биографии выдающихся людей. Всех их связывает то, что они поставили перед собой цель и шли к ней на протяжении всей своей жизни, много пахали и в итоге добивались своего. Теперь и я стремлюсь к такому пути.
Про более «земные» вещи — про дизайн. Те книги по дизайну, которые прочитал — сложно назвать практичными. Разве что «Модульные системы» bizikov.ru/books/modulnye-sistemy/. Остальные книги по дизайну дали скорее общее понимание того, что из себя представляет занятие дизайном. Поэтому, пока что сделал перерыв в чтении книг по дизайну, потому что знаний пока достаточно. Необходимо практиковаться. Этим и занимаюсь каждый день на новой работе 🙂 Когда достаточно «набью руку», то вернусь к чтению практичных книг по дизайну.
А вот некоторые идеи из книг, можно моментально применять. Например, сейчас слушаю аудиокнигу «Свобода в изгнании» от четырнадцатого Далай-ламы Тибета. Там он как-то упомянул, что полезно днём пить теплую воду. Попробовал — действительно классно. Раньше, когда хотел пить, то пил холодную воду из кулера. Попробовал тёплую — идет легче, желудку приятнее. Казалось бы мелочь, банальность, но меня это удивило. Теперь хотя бы один раз в день, пью стакан теплой воды.
Я думал я один такой кто заставляет себя дочитывать до конца книги книги 🙂
Может стоило разделить на какие то разделы? Например: книги которые дадут вам знания в том то и понимание вот в этом, а вот эти книги отвечают на вопрос как делать то-то, а вот эти книги факультативно...
А то посмотрит на этот список начинающий возьмется читать например «антихрупкость» а там самолюбование автора и какая то желч и злоба(по моему мнению).
Вот Стив Круг читается легко, ставим на первое место в списке мастрид начинающему, «об интерфейсе» — Купера тоже мастрид, тем более он на слуху, но он сложный, его читать позже, после Раскина и Нормана например.
Что думаешь?
Был соблазн расставить по порядку или по категориям книги, но отказался от этой затеи по двум причинам:
1. Я сам не прочитал все книги, поэтому не могу с уверенностью сказать какую легко читать, а какую сложнее. Даже если распределить те, что я читал, то и тут будет недостоверно. Например, «Дизайн, типографика и вёрстка» для меня оказалась тяжёлой, а вот жена без проблем прочитала её. Хотя она не дизайнер и не занимается типографикой.
2. С какой книги начать — выбор каждого. Рядом с каждой книгой есть ссылки на магазины, где она продается. Можно перейти по ссылке и прочитать описание, отзывы. Если понравится — купи и прочитай. Некоторые книги не стоит читать сейчас, до них надо «созреть». Это тоже можно понять из описания и отзывов.
С этим списком задача упрощается только потому, что тут собрано книг на пять лет вперед. Смотри описание книг, те что понравились — читай. Те что не понравились сейчас оставь на потом, когда придёт время.
Раскин дважды (а надо бы раз пять).
Книги вроде «Судите сами» не стоит ставить в один список с Папанеком и Брингхерстом.
Книги по научпопу лучше смотрятся в отдельных категориях – люди будут читать этот список ради полезных ссылок, возможно не зная почему Быстроновский форсит научпоп и что с ним делать. То же про Оливера Сакса – интересные книги, но 3 штуки это для дизайнера программа максимум.
Непонятно, какие книги полезные и основательные, а какие дополнительные. Например «Новая типография» Чихольда называется громко и манит всех, а вместо пользы от «де стиля» и всего такого совсем никакой, скорее даже вред неокрепшим умам дизайнеров.
Выскажу ещё непопулярную мысль: помогают книги по программированию – Роберт Мартин и компания. Помогают систематизировать процессы в работе и мозгу лучше, чем теоретический Щедровицкий.
(Извините за массу комментариев, люблю книги и не могу пройти мимо.)
Сейчас во многих профессиях полезно понимать азы программирования или хотя бы вёрстки. Но это уже другой уровень. В этом списке только книги, которые помогут человеку стать ближе к дизайну.
Кому нужен дизайнер, который ничего не смыслит в дизайне, но умеет программировать? 🙂
Ты всё правильно говоришь, именно поэтому и попросил писать комментарии с мнением о книгах.
Так нельзя же бездумно брать и читать все книги подряд, прям по списку.
Читатель должен в первую очередь ознакомиться с описанием книги. Прочитать отзывы. И только потом, поняв, что книга подходит для его уровня — купить и прочитать.
Задача заметки заключается в том, чтобы собрать в одном месте книги, которые помогут развиваться в дизайне.
Это для общего развития и понимания происходящего в смежной области, а не для того, чтобы навык качать. Хватит двух-трёх книг, если человек в школе или институте знакомился с программированием.
С удовольствием читал указанный научпоп про эволюцию, микробы и мозги, и может даже благодаря ему, принципы программирования и механики лучше усвоились.