Саша Бизиков

Дизайнер пользовательских интерфейсов в ФанБоксе. Ранее разрабатывал интерфейсы бизнес-процессов для сотрудников банка Тинькофф.

100 книг для дизайнера

Задача
Прочитать 100 книг, которые помогут в развитии навыков, важных для дизайнера.
Книги могут быть не связаны напрямую с дизайном, но они важны для развития в профессии. Это книги по переговорам, маркетингу, продуктивности, психологии и другим областям, которые присутствуют в работе дизайнера.

Список составил по рекомендациям Артемия Лебедева, Людвига Быстроновского раз и два, Тимура Бурбаева, Андрея Дьякова и школы Стажёров. Также использовал разделы магазина Студии Лебедева: теория дизайна, типографика, графический дизайнпромышленный дизайн, и подборки с сайта «Манн Иванов и Фербер»: «Лучшие книги для творчества», «13 книг, которые должен прочитать каждый дизайнер».

Если читать по 20 книг в год, то все книги из списка можно прочитать за пять лет.

Книги

  1. ✓ «Моя жизнь, мои достижения», Генри Форд
    МИФМагазинус
  2. ✓ «Стив Джобс», Уолтер Айзексон
    Озон, Магазинус
  3. ✓ «Реворк. Бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон
    МИФ, Магазинус
  4. ✓ «Дизайн для реального мира», Виктор Папанек
    ОзонД. Аронов
  5. ✓ «Дизайн — это работа», Майк Монтейро
    МИФ
  6. ✓ «Культура дизайна», Владислав Головач
    Онлайн
  7. ✓«Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь», Джон Маэда
    ОзонМагазинус
  8. ✓ «Джони Айв. Легендарный дизайнер Эпл», Линдер Кани
    МИФ
  9. ✓ «Сначала скажите «НЕТ»», Джим Кемп
    Озон
  10. ✓ «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман
    Озон
  11. ✓ «Модульные системы в графическом дизайне», Йозеф Мюллер-Брокман
    Озон, Магазинус
  12. ✓ «Ководство», Артемий Лебедев
    ОнлайнМагазинус
  13. ✓ «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов и Людмила Сарычева
    Озон, Альпина
  14. ✓ «Типографика и вёрстка», Артём Горбунов
    Онлайн
  15. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера», Ян Чихольд
    ОзонМагазинус
  16. ✓ «О шрифте», Эрик Шпикерманн
    МИФ
  17. «Дизайн: форма и хаос», Пол Ренд
    ОзонМагазинус
  18. «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология», Георгий Щедровицкий
    ОзонМагазинус
  19. «Цель: процесс непрерывного улучшения», Элия Голдратт и Джефф Кокс
    ОзонМагазинус
  20. «Дилемма инноватора», Клейтон М. Кристенсен
    Озон, Магазинус
  21. «Малый бизнес: от иллюзий к успеху», Майкл Э. Гербер
    Магазинус
  22. «Чему вас не научат в дизайн-школе», Фил Кливер
    ОзонМагазинус
  23. «Как стать дизайнером, не продав душу дьяволу», Адриан Шонесси
    ОзонМагазинус
  24. «Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах», Майкл Джанда
    ОзонМагазинус
  25. «Пинбол-эффект», Джеймс Бёрк
    ОзонМагазинус
  26. «Русская модель управления», Александр Прохоров
    Магазинус
  27. «Облик книги», Ян Чихольд
    ОзонМагазинус
  28. «Типографика», Эмиль Рудер
    Озон
  29. «Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем», Джеф Раскин
    Озон
  30. «Философия дизайна», Герман Цапф
    ОзонМагазинус
  31. «Экономист под прикрытием», Тим Харфорд
    Озон
  32. «Антихрупкость», Нассим Николас Талеб
    ОзонМагазинус
  33. «Черный лебедь», Нассим Николас Талеб
    ОзонМагазинус
  34. «Дизайн в культуре XX века 1945–1990», Владимир Аронов
    ОзонМагазинус, Д. Аронов
  35. «Гейзер в голове», Марио Прикен
    ОзонМагазинус
  36. «Мысли о дизайне», Пол Ренд
    ОзонМагазинус
  37. «История дизайна», Шарлотта Филл и Питер Филл
    ОзонМагазинус
  38. «Невидимый дизайнер», Джон Сибрук
    ОзонМагазинус
  39. «Графический дизайн. Базовые концепции», Эллен Луптон
    ОзонМагазинус
  40. «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», Пьер Байяр
    ОзонМагазинус
  41. «Почему мы покупаем, или как заставить покупать», Пако Андерхилл
    ОзонМагазинус
  42. «Договориться можно обо всем!», Гэвин Кеннеди
    ОзонМагазинус
  43. «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров», Джим Кэмп
    ОзонМагазинус
  44. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги
    ОзонМагазинус
  45. «Представление информации», Эдвард Тафти
    Онлайн
  46. «Настольная книга газетного дизайнера», Тим Харровер
    Амазон
  47. «Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе», Чарлз Дахигг
    Озон
  48. «Объекты желания», Адриан Форти
    ОзонМагазинус
  49. «Огилви о рекламе», Дэвид Огилви
    Озон
  50. «Профессия — иллюстратор», Натали Ратковски
    Магазинус, МИФ
  51. «Антрополог на Марсе», Оливер Сакс
    ОзонМагазинус
  52. «Мигрень», Оливер Сакс
    ОзонМагазинус
  53. «Найти идею», Генрих Альтшуллер
    Озон, Альпина
  54. «Нога как точка опоры», Оливер Сакс
    Озон
  55. «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики», Оливер Сакс
    Озон
  56. «Лестница жизни. Десять великих изобретений эволюции», Ник Лэйн
    ОзонМагазинус
  57. «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир», Крис Фрит
    ОзонМагазинус
  58. «Микробы хорошие и плохие», Джессика Снайдер Сакс
    ОзонМагазинус
  59. «Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир», Пенни Лекутер и Джей Берресон
    ОзонМагазинус
  60. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми», Вилейанур Рамачандран
    ОзонМагазинус
  61. «Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста», Герц Франк
    Магазинус
  62. «Думай медленно… Решай быстро», Дэниел Канеман
    ОзонМагазинус
  63. «Невидимая горилла, или история о том, как обманчива наша интуиция», Кристофер Шабри и Даниэл Саймонс
    ОзонМагазинус
  64. «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях», Лоуренс Гонсалес
    ОзонМагазинус, МИФ
  65. «100 новых главных принципов дизайна», Сьюзан Уэйншенк
    ОзонМагазинус
  66. «Новые направления в проектировании компьютерных систем», Джеф Раскин
    Озон
  67. «Книга на книжной полке», Генри Петроски
    ОзонМагазинус
  68. «Синтаксис современного русского языка», Нина Валгина
    Озон
  69. «С помощью дизайна», Ральф Каплан
    ОзонМагазинус
  70. «Судите сами. Как отличить хороший дизайн от плохого», Чип Кидд
    ОзонМагазинус
  71. «Вы сможете рисовать через 30 дней», Марк Кистлер
    МИФ, Озон
  72. «Покажи свою работу!», Остин Клеон
    МИФ, Озон
  73. «Воплощение идей», Скотт Белски
    МИФ
  74. «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
    МИФ, Озон
  75. «Психология влияния», Роберт Чалдини
    Озон, Питер
  76. «Агрессия», Конрад Лоренц
    Озон
  77. «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней», Нил Шубин
    Озон
  78. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Джон Медина
    Магазинус, МИФ
  79. «Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи», Лоуренс Лич
    Магазинус, Альпина
  80. «Штрих. Теория письма», Геррит Ноордзей
    МагазинусД. Аронов
  81. «Типографика. Порядок и хаос», Владимир Лаптев
    ОзонМагазинус
  82. Справочник издателя и автора, Аркадий Мильчин и Людмила Чельцова
    ОзонМагазинус
  83. «Универсальные принципы дизайна», Уильям Лидвелл, Критина Холден и Джилл Батлер
    ОзонМагазинус
  84. «Тайные знания коммерческих иллюстраторов», Яна Франк
    Магазинус
  85. «Карандаш. История создания и другие подробности», Генри Петроски
    Магазинус
  86. «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века», Стивен Хеллер и Сеймур Чваст
    ОзонМагазинус
  87. «Живая типографика», Александра Королькова
    Озон
  88. «Не заставляйте меня думать!», Стив Круг
    Озон
  89. «Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре», Лакшми Бхаскаран
    Озон
  90. «Искусство видеть», Джон Бергер
    Литрес
  91. «Основы стиля в типографике», Роберт Брингхерст
    ОзонД. Аронов
  92. «Искусство цвета», Иоханнес Иттен
    ОзонД. Аронов
  93. «Искусство формы», Иоханнес Иттен
    ОзонД. Аронов
  94. «Искусство как рeмесло», Бруно Мунари
    ОзонД. Аронов
  95. «Фантазия», Бруно Мунари
    ОзонД. Аронов
  96. «Рисуем дерево», Бруно Мунари
    ОзонД. Аронов
  97. «Психбольница в руках пациентов», Алан Купер
    Озон
  98. «Об интерфейсе», Алан Купер
    Озон
  99. «Ружья, микробы и сталь», Джаред Даймонд
    Озон

Если какую-то книгу из списка читали и она вам не понравилась, напишите комментарий. Если вы читали книгу, которая помогла вам в развитии, но её нет в списке — напишите в комментарий и расскажите почему её стоит прочитать каждому дизайнеру.

Символом «✓» отмечены книги, которые уже прочитал, а ссылка в названии книги ведёт на мою рецензию.

Σ

Важно помнить, что в книгах описана теория, которая не сделает из вас дизайнера.

Стать хорошим дизайнером можно только через практику. Поэтому расстановка сил: 20% на чтение книг, 80% на практику и освоение навыков.

Ещё


  • Дмитрий Кучев

    Очень тяжело далось «Оргуправленческое мышление» Щедровицкого. Написана языком и в терминах Теории управления. Будучи не подготовленным к такому непростому изложению, многие мысли перечитывал по три-четыре раза.

    Книга — запись лекций Щедровицкого для управленцев промышленных отраслей производства. Переложить его опыт и идеи на себя я не смог.

    Хочу перечитать в 35–40 лет.

  • purofun

    Ты не мог бы поделиться с тем, как ты читаешь книги? Рассказать о каких-то личных фишках при чтении, выборе литературы и ее отсеве?

  • Да, конечно могу.

    Разделяю книги на ситуации, в которых удобно читать:
    1. На работе. Читаю книги по дизайну. Когда есть свободные 30 минут между задачами — открываю книгу и читаю. Сейчас у меня небольшой перерыв, хочу сначала опубликовать рецензии на уже прочитанные книги. После продолжу читать книги из списка.
    2. В метро. Читаю художественные книги, в основной фантастика или биографии людей. Если на работе читаю только бумажные книги, то в дороге читаю с Киндла.
    3. В дороге. Когда иду пешком или еду в метро. Начал слушать аудиокниги с недавно купленного iPod Classic. Полезно чередовать форматы: читать/слушать. Вносит в жизнь разнообразие и позволяет не уставать от книг.

    Есть классная книга «Скорочтение на практике» http://bizikov.ru/books/skorochtenie_na_praktike/. Она научила меня отказываться от чтения книги: «если после пары глав, книга не зацепила, бросай и начинай читать следующую». Это нормально. Раньше, я мучился, пытаясь читать книги, которые не нравятся. Это отнимает время.

    Книги выбираю довольно просто: есть любимые темы, например фантастика, биографии, саморазвитие, дизайн, маркетинг, предпринимательство, и ещё всякие. Открываю Читай-Город, Литрес, сайт МИФ’а и просматриваю новые книги, либо подборки и топы. Что понравилось — откладываю в Эверноут. Через месяц-другой возвращаюсь к книге, если до сих пор хочу прочитать — значит надо читать. Задержка в месяц не страшна, т.к на этот момент есть другие книги, которые уже прошли выдержку временем.

  • purofun

    А как ты применяешь прочитанное из профессиональной или саморазвивающей литературы? Прочитал, записал, пробуешь применить как можно быстрее? Или как? Ты частично затрагивал эту тему в посте про Скорочтение, но хотелось бы узнать подробнее данный процесс. Не запоминание, а процесс осознания и применения.

  • Елизавета

    Биография и автобиография Бенджамина Франклина! Мне понравилось гораздо больше автобиографии Форда. Живой язык, многое применительно даже сейчас

  • Спасибо, надо почитать! Люблю биографии 🙂

  • Чтобы лучше запомнить идеи из книги, я пишу на них рецензии http://bizikov.ru/books/. Получается, что когда читаю книгу, то стараюсь выписывать или делать пометки на самых интересных моментах. Когда готовлю заметку, прохожусь по этим идеям, прогоняю «через себя» и получается рецензия. Повторяя эти идеи — лучше запоминаю.

    Не всегда всё можно применить сразу. Некоторые идеи служат на долгосрочную перспективу. Мне нравится читать биографии выдающихся людей. Всех их связывает то, что они поставили перед собой цель и шли к ней на протяжении всей своей жизни, много пахали и в итоге добивались своего. Теперь и я стремлюсь к такому пути.

    Про более «земные» вещи — про дизайн. Те книги по дизайну, которые прочитал — сложно назвать практичными. Разве что «Модульные системы» http://bizikov.ru/books/modulnye-sistemy/. Остальные книги по дизайну дали скорее общее понимание того, что из себя представляет занятие дизайном. Поэтому, пока что сделал перерыв в чтении книг по дизайну, потому что знаний пока достаточно. Необходимо практиковаться. Этим и занимаюсь каждый день на новой работе 🙂 Когда достаточно «набью руку», то вернусь к чтению практичных книг по дизайну.

    А вот некоторые идеи из книг, можно моментально применять. Например, сейчас слушаю аудиокнигу «Свобода в изгнании» от четырнадцатого Далай-ламы Тибета. Там он как-то упомянул, что полезно днём пить теплую воду. Попробовал — действительно классно. Раньше, когда хотел пить, то пил холодную воду из кулера. Попробовал тёплую — идет легче, желудку приятнее. Казалось бы мелочь, банальность, но меня это удивило. Теперь хотя бы один раз в день, пью стакан теплой воды.

  • Artyom Hachunts

    Я думал я один такой кто заставляет себя дочитывать до конца книги книги 🙂
    Может стоило разделить на какие то разделы? Например: книги которые дадут вам знания в том то и понимание вот в этом, а вот эти книги отвечают на вопрос как делать то-то, а вот эти книги факультативно…
    А то посмотрит на этот список начинающий возьмется читать например «антихрупкость» а там самолюбование автора и какая то желч и злоба(по моему мнению).
    Вот Стив Круг читается легко, ставим на первое место в списке мастрид начинающему, «об интерфейсе» — Купера тоже мастрид, тем более он на слуху, но он сложный, его читать позже, после Раскина и Нормана например.
    Что думаешь?

  • Был соблазн расставить по порядку или по категориям книги, но отказался от этой затеи по двум причинам:

    1. Я сам не прочитал все книги, поэтому не могу с уверенностью сказать какую легко читать, а какую сложнее. Даже если распределить те, что я читал, то и тут будет недостоверно. Например, «Дизайн, типографика и вёрстка» для меня оказалась тяжёлой, а вот жена без проблем прочитала её. Хотя она не дизайнер и не занимается типографикой.

    2. С какой книги начать — выбор каждого. Рядом с каждой книгой есть ссылки на магазины, где она продается. Можно перейти по ссылке и прочитать описание, отзывы. Если понравится — купи и прочитай. Некоторые книги не стоит читать сейчас, до них надо «созреть». Это тоже можно понять из описания и отзывов.

    С этим списком задача упрощается только потому, что тут собрано книг на пять лет вперед. Смотри описание книг, те что понравились — читай. Те что не понравились сейчас оставь на потом, когда придёт время.

  • Раскин дважды (а надо бы раз пять).
    Книги вроде «Судите сами» не стоит ставить в один список с Папанеком и Брингхерстом.
    Книги по научпопу лучше смотрятся в отдельных категориях – люди будут читать этот список ради полезных ссылок, возможно не зная почему Быстроновский форсит научпоп и что с ним делать. То же про Оливера Сакса – интересные книги, но 3 штуки это для дизайнера программа максимум.

  • Непонятно, какие книги полезные и основательные, а какие дополнительные. Например «Новая типография» Чихольда называется громко и манит всех, а вместо пользы от «де стиля» и всего такого совсем никакой, скорее даже вред неокрепшим умам дизайнеров.

  • Выскажу ещё непопулярную мысль: помогают книги по программированию – Роберт Мартин и компания. Помогают систематизировать процессы в работе и мозгу лучше, чем теоретический Щедровицкий.

    (Извините за массу комментариев, люблю книги и не могу пройти мимо.)

  • Сейчас во многих профессиях полезно понимать азы программирования или хотя бы вёрстки. Но это уже другой уровень. В этом списке только книги, которые помогут человеку стать ближе к дизайну.

    Кому нужен дизайнер, который ничего не смыслит в дизайне, но умеет программировать? 🙂

    Ты всё правильно говоришь, именно поэтому и попросил писать комментарии с мнением о книгах.

  • Так нельзя же бездумно брать и читать все книги подряд, прям по списку.

    Читатель должен в первую очередь ознакомиться с описанием книги. Прочитать отзывы. И только потом, поняв, что книга подходит для его уровня — купить и прочитать.

    Задача заметки заключается в том, чтобы собрать в одном месте книги, которые помогут развиваться в дизайне.

  • Это для общего развития и понимания происходящего в смежной области, а не для того, чтобы навык качать. Хватит двух-трёх книг, если человек в школе или институте знакомился с программированием.
    С удовольствием читал указанный научпоп про эволюцию, микробы и мозги, и может даже благодаря ему, принципы программирования и механики лучше усвоились.